Дифференцирующая способность теста. Дифференцирующая способность тестового задания (метод крайних групп)

Мера трудности задания дает информацию о степени задействования того параметра изучаемого свойства, которое оно призвано измерять. Иногда говорят, что мера трудности определяет соответствие задания целевой группе теста. В целом, можно сказать, что данный критерий позволяет судить и об этом.

Трудное задание или легкое, определяют путем подсчета доли неправильных ответов к каждому из них. Однако сегодня применяется и не совсем классический способ определения трудности задания -- умозрительно, на основе предполагаемого числа и характера тех элементов, которые участвуют в выполнении задания (и входят в параметр измеряемого свойства). Допустим, в тесте на объем памяти присутствует задание, связанное с произвольным запоминанием, в котором могут участвовать речь (проговаривание списка цифр вслух или "про себя"), мышление (построение ассоциативных связей) и т.п. В этом случае задание на запоминание числового ряда с отвлеканием испытуемого может повысить трудность его выполнения.

Дифференцирующая способность.

Дифференцирующая способность задания -- насколько оно может отличить сильного испытуемого от слабого по измеряемому свойству. Если по одному из заданий у всех испытуемых имеется одинаковое значение -- это задание нецелесообразно включать в тест. Очень сложно не сделать ошибку и не принять дифференцирующую способность задания за его трудность / легкость. Дело в том, что в тестах, измеряющих качество выполняемой деятельности, знаний и т.п., тестах достижений, ряд одинаковых ответов на задание будет означать два варианта: правильно / неправильно. Соответственно, по этому ряду можно сделать неверный вывод о трудности (в случае всех неправильных ответов) или легкости (в случае всех правильных ответов) задания.

Необходимо заметить, что данным критерием часто пренебрегают составители современных тестов. Это приносит большие неудобства и испытуемым, которым приходится отвечать на лишние вопросы, и психологам, которые вынуждены обрабатывать лишнюю информацию.

Дискриминативностью (дифференцирующей способностью) называют способность тестового задания дифференцировать учеников на более или менее подготовленных. Так как основная цель нормативно-ориентированного теста – это достижение дифференцирующего эффекта, то высокий показатель дискриминативности очень важен для задания.

Для оценки дискриминативности задания будем использовать расчет по формуле:

Где - индекс дискриминативности для j-ого задания теста; (P 1) j – процент учеников, правильно выполнивших j-ое задание в подгруппе из 27% лучших учеников по результатам выполнения теста; (P 0) j – процент учеников, правильно выполнивших j-ое задание в подгруппе из 27% худших учеников по результатам выполнения теста.

Индекс дискриминативности изменяется в пределах [-1; 1]. Максимального значения он достигает в том случае, когда все ученики из подгруппы сильных верно выполняют данное задание, а из подгруппы слабых это задание не выполняет верно никто. В этом случае задание будет обладать максимальным дифференцирующим эффектом. Нулевого значения индекс дискриминативности достигает тогда, когда в обеих подгруппах доли учеников, справившихся с заданием равны. Соответственно дифференцирующего эффекта нет вообще. Значение меньше 0 будет в ситуации, когда данное задание теста слабые ученики выполняют успешнее, чем сильные. Естественно, что задания, у которых индекс дискриминативности равен или ниже нуля необходимо удалить из теста.

Используя данные из файла Приложение4.xls, посчитать индекс дискриминативности для каждого задания. Сделать выводы.

ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ТЕСТА

Темы для самостоятельного изучения:

Надежность нормативно-ориентированного и критериально-ориентированного теста

Валидность теста

Задания выполняются в программе Microsoft Excel . Слушателям можно раздать распечатки хода выполнения работы (см. файл в приложениях Лабораторная работа02.doc )

Надежность нормативно-ориентированного и критериально-ориентированного теста

Нормативно-ориентированный тест – позволяет сравнивать учебные достижения отдельных испытуемых друг с другом. Баллы, набранные испытуемыми, широко разбросаны по шкале. (Тесты, по которым можно ставить оценки: ЕГЭ, зачетационные тесты).

Критериально-ориентированный тест используются, чтобы аттестовать испытуемых по какой-либо области знаний. Баллы, набранные испытуемыми, сконцентрированы вокруг одной точки – критерия (например, в тесте из 50 вопросов, критерием является 25 верных ответов, т.е. если испытуемый набрал 25 баллов, то он аттестован, если нет, то не аттестован. Здесь оценка не выставляется). (Тесты проф. пригодности, тесты, составленные для зачетов).

Корреляция – это степень соответствия между результатами двух измерений.



НАДЕЖНОСТЬ

Надежность – отражает точность педагогического измерения, насколько полученные результаты по каждому студенту соответствуют его истинному баллу. Надежностью называется характеристика теста, отражающая точность тестовых измерений и устойчивость результатов к действию случайных факторов.

  • Векслер Виталий Абрамович , кандидат наук, доцент, доцент
  • Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
  • ДИСКРИМИНАТИВНОСТЬ
  • ТЕСТИРОВАНИЕ
  • СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТЕСТА
  • ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
  • ТЕСТОЛОГИЯ

В статье рассмотрены вопросы стандартизации теста и проверки его качества при помощи инструмента дискриминативности (проверка дифференцирующей способности теста и отдельного задания). Ход проверки теста продемонстрирван на примере.

  • Особенности проектирования нестандартных тестовых заданий
  • Особенности определения валидности педагогического теста
  • Использование программных средств тестирования в педагогической практике

Стандартизацией теста называется комплекс взаимосвязанных между собой процедур, позволяющий создать для всех испытуемых равные условия, и подразумевает единообразный подход к процедуре проведения и оценивания результатов выполнения испытуемыми заданий.

  1. Ни одному испытуемому не может даваться никаких даже минимальных преимуществ перед другими.
  2. Группа тестируемых, перед прохождением тестирования, должна быть «выровнена по мотивации».
  3. Тестирование различных групп испытуемых должно занимать равные временные промежутки и проводится при одинаковых внешних условиях. Если тест будет вторично использоваться в условиях, которые уже существенно отличаются от тех, где он был изначально проведен, то обязательно потребуется некоторое соотнесение этих условий друг с другом или адаптация теста к новым измененным условиям.
  4. Содержание теста должно соответствовать требованиям стандартов образования.
  5. Все испытуемые выполняют одни и те же задания (параллельные, подобные формы заданий).
  6. В тест включаются задания одной формы либо различных форм с соответствующими весовыми коэффициентами, значение которых получены статистическим путем.
  7. Установление норм. Норма теста – это некий условно сформированный уровень, который можно принять за средний, отражающий развитие некоторой, возможно большой, совокупности людей, условно похожих на данного испытуемого по определенному ряду выявленных, в ходе дополнительного исследования, социально-демографических характеристик. В большинстве случаев тестовый показатель индивидуума мы можем выявить на основе сравнения с оценками, полученными по данному тесту другими людьми. Норма теста обычно будет, определяется в результате тестирования большой выборки испытуемых определённого возраста и пола, с последующим усреднением полученных оценок с их последующим дифференцированием по группам: разделением по возрасту, полу, социальному положению, уровню урбанизации, психофизическим показателям и ряду многих других показателей необходимых в контексте именно данной дифференциации. При этом, данная группа людей будет, называется выборкой стандартизации и станет служить показателем для установления норм. Всякая норма, как правило, со временем может, изменяется коррелируя вместе с естественными или другими взаимосвязанными с ней изменениями, поэтому есть правило, согласно которому нормы теста, особенно интеллектуального, должны пересматриваться, как минимум один раз в пять лет. Система подсчета баллов, на основе норм, должна быть предварительно разработана и применена ко всем ответам испытуемых без исключения.
  8. Проверка тестовых работ должна быть строго регламентирована, а именно проверяющим даются эталоны правильных ответов и стандартизованные критерии оценок.
  9. Стандартизация теста так же заключается в приведении процедуры оценок к общепринятым в учебной среде нормативам.
  10. Тест должен быть обязательно социокультурно адаптирован т.е необходимо соблюдать соответствие тестовых заданий и оценок, которые испытуемый получает по этим заданиям, особенностям культуры, сложившимся в том или ином обществе, где данный тест используется, если он заимствован в другой стране.
  11. Для полного обеспечения единообразия условий проведения теста, разработчик описывает подробные указания по проведению каждого вновь разработанного теста.
  12. Учет «внешних факторов». Например, зачитывая вслух инструкцию или задание, нужно принимать во внимание тон голоса, скорость речи, интонацию, паузы и выражение лица.
  13. Тест должен сопровождаться руководством для пользователя, в котором описываются:
    • назначение теста и его описание;
    • показания для применения;
    • состав теста;
    • информация об апробации теста (цели, объем и состав выборки, основные статистические характеристики);
    • инструкция по процедуре проведения тестирования;
    • ключи;
    • трудность и дискриминативность теста («дискриминативность» - «тонкость измерения», т.е. способность дифференцировать тестируемых относительно «минимальных» и «максимальных» результатов теста, дифференцирующая способность);
    • данные о надежности и валидности теста;
    • другие статистические материалы;
    • правила и инструкции для обработки данных;
    • устройство шкалы, правила и особенности интерпретации данных.

Таким образом, если тесты стандартизированы, то мы можем сказать, что возможно провести сравнение показателей, полученные одним испытуемым, с таковыми в генеральной совокупности или соответствующих группах. Тем самым достигается адекватная интерпретация показателя отдельного испытуемого.

Дискриминативность измеряется показателем дельта Фергюсона и принимает максимальное значение при равномерном (прямоугольном) распределении показателей (d=1).

При разработке теста, безусловно, необходимо стремиться к тому, чтобы его задания как можно точнее могли измерять проверяемое свойство. Например, если в результате проведенного обследования почти все испытуемые получили примерно одинаковые результаты, то это может означать только то, что тест проводит измерения очень грубо и неточно, без особых градаций различающих особенности испытуемых. Чем большее количество градаций результатов можно получить при помощи теста, тем выше будет его разрешающая способность. Мера тонкости измерения (или степень диффиренцируемости результатов) теста называется дискриминативностью.

Дискриминативность теста измеряется показателем дельта Фергюсона (рис.1):

Рис.1. Показатель дельта Фергюсона

В данной формуле введены следующие обозначения: N – количество испытуемых, n – количество заданий, f i - частота встречаемости каждого показателя. Наименьшая дискриминативность теста определена при δ = 0, наибольшая при δ = 1.

Рассмотрим простейший пример расчета индекса дискриминативности заданий.

Проводится тестирование по теме «Информационные процессы». В тестировании принимают участие 7 человек, количество заданий - 4.

Цель задания: овладение навыком расчета индекса дискриминативности.

Алгоритм вычислений:

  1. Составьте таблицу частот встречаемости каждого показателя.
  2. Подсчитайте, как часто встречаются значения показателей для данного теста.
  3. Возведите эти числа в квадрат и просуммируйте их.
  4. Прибавьте единицу к количеству заданий.
  5. Возведите в квадрат количество испытуемых.
  6. Помножьте количество заданий на результат шага 4.
  7. Теперь у нас есть все элементы формулы. Подставьте их и рассчитайте коэффициент.
  8. Сделайте вывод о дискриминативности теста «Информационные процессы».

Оснащение: микрокалькулятор или компьютер, таблица первичных данных (рис. 2).

Рис. 2 – таблица первичных данных отражающая результаты в баллах у семи испытуемых

На основании таблицы первичных данных получим таблицу частот встречаемости каждого показателя (рис. 3).

Рис.3 – Таблица частот встречаемости каждого из показателей теста выполненная на основе анализа предложенной в рис.1 таблицы частотных данных.

Вычислим квадраты частот (рис.4):

Рис. 4 – таблица квадратов частот определенная по таблице частот показателей теста.

Произведем вычисления показателем дельта Фергюсона, где n=4 (количество заданий), N=7 (количество испытуемых), N 2 =49 (рис. 5).

Рис. 5 – Вычисление показателя дельта Фергюсона

На основании проведенного вычисления сделаем вывод: δ = 0,97 данный показатель указывает на высокую дискриминативность теста «Информационные процессы», так как наибольшая дискриминативность при δ = 1. Показатель δ = 0,97 приближается к единице.

Дискриминативность или дифференцирующая способность как показатель отражает общую способность созданного исследователем теста отделять испытуемых с высоким общим баллом по тесту от тех, кто получает низкий балл и позволяет проверить качество созданных заданий в тесте.

Для проверки качества отдельных заданий будем использовать метод крайних групп. Данный метод позволяет определить может ли задание дифференцировать учащихся. Задания, на которое одинаково хорошо могут ответить испытуемые, как с высокими, так и с низкими способностями, не обладает хорошей дифференцирующей способностью. Таким образом, цель использования на практике данного метода выражается в удалении некачественных заданий.

Для определения дифференцирующей способности задания будем использовать формулу метода крайних групп (рис. 6).

Рис. 6 – Формула для вычисления показателя, отражающего дифференцирующую способность задания методом крайних групп с расшифровкой составляющих

Опишем показатель интерпретации, полученный в результате вычисления результата:

a) если D в промежутке от 0,3 до 1 – задание эффективно (обладает высокой дифференцирующей способностью среди испытуемых, качество задания высокое);

b) если D в промежутке от 0,1 до 0,3 – задание обладает низкой степенью дифференциации (задание «слабое», его рекомендовано удалить и заменить другим);

с) если D меньше 0,1 – задание не качественное (оно должно быть удалено и заменено другим).

Рассмотрим простейший пример расчета показателя дифференцирующей способности по методу крайних групп.

Было проведено тестирование в группе из 30 испытуемых. Количество заданий - 10. Полученные результаты приведены в таблице частот встречаемости показателей (рис. 7). Цель исследования: необходимо проверить качество задания № 1.

Рис. 7 – Таблица частот встречаемости показателей теста (исходные данные для проведения вычисления)

Проведем вычисления основных индексов, которые нам понадобятся в основной формуле. Определим 27% от количества испытуемых для создания крайних групп. Примерно получим 8 испытуемых (округлим результаты). Таким образом, мы возьмем 8 человек набравших малое количеств баллов (в нашем примере 0,1,2,3 балла) – так сформирована слабая группа и 8 человек набравших наибольшее количество баллов (в нашем примере – 9,10 баллов) – так сформируем сильную группу. Теперь проверим, как эти испытуемые отвечали на задание № 1 (рис. 8).

Рис. 8 – результаты выполнения исследуемого задания (задания № 1) испытуемыми из крайних групп (сильная и слабая группа).

Приведем данные для подстановки в формулу метода крайних групп (рис. 9).

Подставим данные и получим следующий результат (рис. 10).

Рис. 10 – Вычисление показателя метода крайних групп.

На основе полученных данных мы можем сделать вывод: задание № 1 в тесте является эффективным, так как показатель находится в диапазоне от 0.3 до 1.

Таким образом, стандартизация теста является целенаправленным процессом позволяющим определить условия для качественного прохождения испытаний теста и сделать тест психологически комфортным при прохождении для испытуемых. Стандартизация теста наиболее важна и в тех случаях, когда осуществляется сравнение показателей обследуемых. При этом важна выработка нормы, или нормативных показателей. Для получения стандартных норм нужно тщательно отобрать большее количество испытуемых в соответствии с ясно обозначенным критерием. Интерпретация результатов тестирования будет иметь значимых характер только в том случае если сам тест был создан качественно, одним из показателей данной характеристики может является и дискриминативность как теста в целом так и каждого задания в отдельности.

Список литературы

  1. Аванесов В.С. Тесты: история и теория // Управление школой, 1999, №12.
  2. Аванесов В.С. Формы тестовых заданий: учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. 2-е изд. перераб. и расширен. - М.: Центр тестирования, 2005. - 156 с.
  3. Анастази А., Урбина С., Алексеев А.А. Психологическое тестирование - Санкт-Петербург, 2007. Сер. Мастера психологии (7-е международное издание)
  4. Векслер В.А. Психолого-педагогические аспекты тестирования// В.А. Векслер, О.Л.. 2015. Т. 1. № 35. С. 199-204.
  5. Векслер В.А. Эргономические требования к электронным образовательным ресурсам // Психология, социология и педагогика. 2015. № 5 (44). С. 37-39.
  6. Векслер В.А. Возникновение тестологии //Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 113-116.
  7. Ефремова Н.Ф., Звонников В.И., Челышкова М.Б. Педагогические измерения в системе образования //Педагогика. 2006. - № 2. - С. 14-22.
  8. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: «Интеллект-центр», 2001. -296 с.
  9. Равен Джон Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. - М.:"Когито-Центр", 1999.-144 с.
  10. Самылкина Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012. - 197 с.

Методы диагностики способностей

Диагностика способностей должна осуществляться высококвалифицированным специалистом. Для выявления способностей психолог проводит комплексную консультацию, которая включает в себя проведение тестирования, рассмотрение и интерпретацию полученных результатов, а также создание индивидуальной схемы развития, которая зависит от наличия тех или иных способностей.

К наиболее распространенным методам диагностики способностей можно отнести : батарея тестов дифференциальных способностей (ДАТ) и батарея тестов общих способностей (ГАТБ). ДАТ – 8 субтестов (особенности развития словесного мышления, числовых способностей, абстрактного мышления, технического мышления и др.). ГАТБ - 12 субтестов, измеряющих уровень развития 9 способностей.

Кроме того специалисты используют специальные тесты, позволяющие установить особенности, а также уровень развития интеллекта. В некоторых случаях, психологи дополняют свои консультации иными диагностическими методиками.

Целью выявления способностей является их дальнейшее развитие, которое представляет собой процесс, включающий в себя развитие операционных механизмов, функциональной системы, оперативности в системе операционных и функциональных механизмов и прочее.

Комплексные батареи способностей - измеряют ряд способностей и дают профиль, образуемый показателями каждой способности. Тесты способностей делятся на:

Общие (интеллектуальные - применяются тесты интеллекта).

Специальные (применяются специальные тесты).

Различают тесты математических, технических, музыкальны художественных и других способностей. В зарубежной тесто ЮГИИ принято классифицировать тесты этого типа по двум основаниям:

а) по видам психических функций - сенсорные, моторные тесты;

б) по видам деятельности - технические и профессионализированные тесты, т. е. соответствующие той или иной профессии (конторские, артистические и т. д.).

Моторные тесты направлены на изучение точности и скорости движений, зрительно-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности мышечного усилия и др. Наиболее известны тест скорости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда и др. В отечественной психологии известны тесты, разработанные М. И. Гуревичем и Н. И. Озе-рецким. Для проверки психомоторики испытуемым в быстром темпе предлагалось завязывать узлы, нанизывать бусы.

Сенсорные тесты разрабатываются для изучения разных характеристик восприятия. Например, острота зрения и слуха, различительная чувствительность, цветоразличение, дифференциация высоты, тембра, громкости звуков и др. В изучении слуха, наряду с отдельными пробами, большую популярность приобрел тест музыкальной одаренности Сишора, технический – Беннета.

Однако существуют и более общие методы изучения способностей - специальные тестовые батареи .

Наиболее известными являются батарея тестов дифференциальных способностей (ДАТ) и батарея тестов общих способностей (ГАТБ).

Диагностика общих умственных способностей осуществляется с помощью трех субтестов: «запас слов», «математическое мышление» и «пространственное восприятие в трехмерном пространстве»;

вербальные способности диагностируются с помощью заданий на определение синонимов и антонимов (словарный запас); числовые способности изучаются с помощью двух субтестов на вычисления и математическое мышление; пространственное восприятие анализируется с помощью геометрических разверток; восприятие формы представлено двумя субтестами, в которых испытуемый сопоставляет различные инструменты и геометрические формы; задания на скорость восприятия, требующуюся для клерка, представлены парами слов, идентичность которых необходимо установить; моторная координация проверяется заданием - сделать пометки карандашом в серии квадратов; ловкость рук (пальцевая моторика) изучается с помощью специального приспособления (4 субтеста).

Для диагностики некоторых видов творческих способностей разрабатываются стандартизованные тесты. Так, тесты художественных способностей включают задания:

1) на понимание произведений искусства (диагностируют одно из важнейших качеств, требуемых для творчества - эстетическое отношение к жизни). Например, в тестах на понимание произведений искусства испытуемому необходимо выбрать из двух или более вариантов изображения какого-либо объекта наиболее предпочтительный;

2) на продуктивность (т. е. технику, мастерство исполнения) деятельности.

Тесты на интеллект предназначены для изучения уровня интеллектуального, умственного развития человека. Под интеллектом в данном случае подразумеваются познавательные процессы и функции (мышление, память, внимание). Тесты интеллекта являются исторически ранними методиками психодиагностики. В качестве основного и достаточно стабильного показателя умственного развития используется понятие «коэффициент интеллектуальности» (IQ). Среди наиболее известных тестов интеллекта, использующихся отечественными психологами, можно назвать тесты Д.Векслера, Р.Амтхауера, Дж.Равена, Стенфорд-Бине.

1. Батарея тестов дифференциальных способностей (DAT)
комплексная батарея из восьми тестов, предназначенная для использования в образовательном и профессиональном консультировании учащихся старших классов средней школы.


Американская психологическая ассоциация
Год создания: 1947, пересмотрена в 1963 и 1973 гг
Назначение: прогноз успешности обучения в высшей школе и профессиональная консультация.
Суммарный показатель субтестов "Словесное мышление" и "Числовые способности" рассматривается как индекс способностей к обучению, он коррелирует на уровне 0.70 -0.80 со сложным критерием учебных достижений.
Возрастной диапазон: учащиеся 7-12 классов средней школы США
Время тестирования: 5 часов
тест DAT относится к тестам предельных возможностей. Надежность теста очень велика (0.90). Взаимные корреляции субтестов близки к 0.5. Результаты сопоставления данных теста с оценками школьной успеваемости показали, что корреляции достаточно велики.

Описание субтестов DAT:

1) словесное мышление. Используются двойные аналогии. От испытуемого требуется заполнить пропуски слов в предложении, выбрав нужную пару слов из списка.
2) числовые способности. Испытуемому предлагают простые уравнения. Он должен выбрать подходящий ответ.
3) абстрактное мышление. Серии фигур расположены в определенной последовательности. Испытуемый должен продолжить серию, выбрав соответствующую фигуру из 5 предложенных.
4) пространственные отношения. Предъявляются развертки геометрических тел. Испытуемый должен выбрать фигуру, соответствующую развертке.
5) техническое мышление. Даны картинки, описывающие определенную физическую ситуацию. Нужно ответить на вопрос, поняв физический принцип действия механизма.
6) скорость и точность восприятия. Предъявляется серия буквенных пар, одна из которых выделена. Испытуемый должен найти эту комбинацию на бланке ответов.
7) грамотность. Испытуемому предъявляется список слов, он должен проверить правильность их написания.
8) использование языка. Дается предложение, которое содержит грамматические или синтаксические ошибки. Испытуемый должен их найти.

Девятый показатель — мера способности к обучению (или академической способности), является производным, получаемым путем объединения показателей по тестам «словесное мышление» и «Числовые способности». В качестве дополнения в батарею также входит Опросник планирования карьеры

Существующие формы этого теста (S и Т) были стандартизованы на национальной выборке из 60 000 учащихся и имеют нормативные данные по классам и полу.

Представленные в руководстве данные по валидности свидетельствуют о том, что показатели Д. т. с. прогнозируют успеваемость по различным предметам в средней школе и дифференцируют уч-ся в отношении их будущей профессиональной деятельности. Вместе с тем, однако, имеется мало свидетельств в поддержку дифференциальной валидности паттернов показателей по различным тестам этой батареи.

2. Батарея тестов общих способностей (GATB)
Назначение: диагностика структуры интеллекта, а также перцептивных и сненсомоторных способностей с целью профессиональной ориентации и расстановки кадров в армии и в государственных утверждениях.
Разработан Службой занятости США для использования в области профессионального отбора и профориентации.
Год создания : 1940, позднейшая версия 1956 года
Возрастной диапазон: работающие, поступающие на службу и обучающиеся различным видам работы
Время тестирования: 2.5 часа
Стандартные нормы были получены на выборке 4000 рабочих и служащих США. Надежность теста весьма велика (r=0.90). Внешняя валидность теста характеризуется высокой положительной корреляцией с успешностью профессиональной деятельности. Для разных групп она колеблется от 0.40 до 0.84. Для большинства профессий этот показатель равен 0.6.

Разработка GATB базировалась на факторном анализе предварительного набора из 50 тестов, в ходе которого были выделены 9 основных факторов, диагностируемые GATB:

G — общая способность к обучению, восприятию указаний, рассуждению и оценке. Балл получается на основе сложения показателей 3 тестов: вербального, числового и теста на восприятие трехмерного пространства. (тесты III, IV, VI);
V — вербальные способности. Измеряются тестом на выделение из группы слов, которые имеют сходное или противоположное значение. (тест IV)
N — числовые способности. Тестируются двумя тестами: арифметические задачи (50 задач) и арифметические упражнения (50 простых заданий с одним действием). (тесты II, IV)
S — пространственные способности. Тестируются заданиями на восприятие форм: испытуемому дается чертеж с разверткой объемной фигуры, он должен отобрать изображение, соответствующее развретке. (тест III)
Р — восприятие формы. Измеряется двумя тестами. В первом тесте предлагается два набора фигур на двух частях листа. Фигуры одинаковы, отличаются лишь расположением и разворотом. Нужно найти идентичные фигуры. Во втором тесте требуется установить, какое из четырех изображений соответствует образцу. (тесты V, VII)
Q — мысленное восприятие слов (скорость восприятия клерка). Испытуемый должен выявить идентичность написания слов в парах (150 пар) (тест I)
К— двигательная координация. Испытуемый должен по образцу как можно быстрее нарисовать линии в квадратиках. (тест VIII)
F — пальцевая моторика. Измеряется двумя тестами "психомоторной ловкости". В первом тесте испытуемый должен, действуя обеими руками, вынимать стержни из отверстий в верхней части доски и вставляет их в отверстия нижней части. Тест повторяется трижды. Во втором тесте испытуемый одной рукой вынимает из отверстий каждый из 48 стержней, поворачивает его и вставляет другим концом в то же отверстие. Тест повторяется трижды. (тесты XI, XII);
М — ручная моторика. Измеряется двумя тестами на пальцевую подвижность. Даются доски со 100 отверстиями (по 50 в верхней и нижней частях). В верхней части доски в отверстия вставлены металлические заклепки. На доске закреплен стержень с набором шайб. В первом тесте испытуемый должен взять заклепку, надеть шайбу и вставить их в нижнюю часть доски. Во втором тесте он должен вернуть заклепки и шайбы в исходное положение. (тест IX, X).

GATB включает 12 тестов, направленных на анализ различных комплексных способностей, актуализируемых в широком круге видов профессиональной деятельности. Восемь субтестов являются тестами бланковыми, четыре требуют для проведения специальных приспособлений. Все субтесты являются тестами скорости. Состав тестов GATB следующий.

I тест. Сопоставление и выявление сходств и различий в парах слов по буквенному составу (150 пар).
II тест. Арифметические упражнения (50 простых задач с одним арифметическим действием).
III тест. Восприятие форм.
IV тест. Словарный.
V тест. Сравнение изображений.
VI тест. Арифметические задачи
VII тест. Сравнение геометрических фигур.
VIII тест. Воспроизведение линий рисунка по образцу.
IX тест. Психомоторная ловкость.
X тест. Психомоторная ловкость.
XI тест. Подвижность пальцев.
XII тест. Подвижность пальцев.

Процедура обследования занимает около 2,5 ч.