Эмпирический рациональный уровни научного познания. Эмпирический и теоретический уровни познания

Следует говорить об эмпирическом и теоретическом уровнях познания. Они различаются по предмету, средствам и методам исследования.

В общем виде можно сказать, что предметом познания является действительность как таковая во всем многообразии своих качеств и связей. Однако необходимо различать отношения к миру, свойственные для эмпирического и для теоретического познания. На каждом из этих уровней познающий субъект по сути имеет дело с одной и той же действительностью, но при этом нельзя забывать о том, что он изучает ее в разных предметных аспектах, в разных контекстах, а поэтому ее видение, ее представление в знаниях будут реализовываться по-разному. Эмпирическое познание в своей основе ориентировано на изучение явлений реальности и зависимостей между ними самих по себе, поэтому сущностные, носящие характер универсальных закономерностей связи здесь не выделяются собственно в чистом виде, но они словно бы высвечиваются в феноменах, дают о себе знать через их конкретную форму.

Изучая явления действительности и связи между ними, эмпирическое познание способно обнаружить действие того или иного закона, но оно фиксирует это действие, как правило, в форме простых эмпирических зависимостей, которые следует отличать от теоретического закона как особого знания, получаемого в результате теоретического исследования объектов. Эмпирическая зависимость является результатом индуктивного обобщения опыта и представляет собой вариант знания, истинного только с определенной долей вероятности, теоретический же закон – это знание, чей истинностный статус полностью удостоверен всей полнотой исследования. Здесь необходимо особо подчеркнуть, что даже увеличение (в том числе значительное увеличение) количества опытов само по себе не делает эмпирическую зависимость достоверным фактом, потому что индукция всегда имеет дело с экстраполяцией незаконченного, неполного опыта. Сколько бы мы ни проделывали опытов и ни обобщали их, простое индуктивное обобщение опытных данных не ведет к теоретическому знанию. Нужно всегда помнить о том, что теория не строится путем непосредственного индуктивного обобщения опыта.

На уровне теоретического познания происходит выделение закономерных связей в их чистом, логическом виде. Сущность любого изучаемого объекта предстает перед исследователем в качестве события взаимодействия ряда законов, которым подчиняется данный объект и которые он актуализирует собственным бытием. Содержание всякой теории, следовательно, как раз и состоит в том, чтобы, расчленив анализом эту сложную совокупность законов на компоненты, затем воссоздать шаг за шагом их взаимодействие и таким способом раскрыть сущность объекта.

Различия в средствах между эмпирическим и теоретическим познанием обусловлены также разницей соответствующих предметных отношений с действительностью. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и постановку экспериментов. Поэтому средства эмпирического исследования с необходимостью включают в себя различные приборы, устройства и технические приспособления. В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами действительности. На этом уровне, следовательно, объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте.

Кроме средств, которые связаны с организацией экспериментов и наблюдений, в эмпирическом исследовании применяются и особые понятийные средства, категориальные ряды. Они функционируют как особый язык, который часто называют эмпирическим языком науки. Смыслом эмпирических терминов является абстрагирование от реальных объектов действительности с целью построения особых интеллектуальных конструктов, с которыми собственно затем и имеет дело эмпирическое познание. Эти конструкты следует отличать от фактических объектов реальности. Эмпирические конструкты объектов – это, по сути, абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений вещей. Реальные объекты, таким образом, представлены в эмпирическом познании в образе идеальных схем, обладающих жестко фиксированным и ограниченным набором признаков. Реальному же объекту присуще бесконечное многообразие признаков. Любой подобный объект неисчерпаем в своих свойствах, связях и отношениях.

Что же касается теоретического познания, то в нем применяются иные исследовательские средства. Здесь отсутствуют средства непосредственного практического взаимодействия с изучаемым объектом. Язык теоретического исследования также отличается от языка эмпирических описаний. В качестве его основы выступают теоретические термины, смыслом которых являются системные логические реконструкции действительности. Примерами подобных логических реконструкций могут служить понятия материальной точки, идеального газа, идеального товара, идеального множества и пр. Идеализированные теоретические объекты в отличие от эмпирических объектов наделены не только теми признаками, которые мы можем обнаружить в реальном взаимодействии изучаемых объектов, но и признаками, которых нет ни у одного реального объекта. Например, материальную точку определяют как тело, лишенное размеров, но сосредоточивающее в себе всю массу тела. Таких тел в природе не существует. Само представление о них является результатом мысленного конструирования, когда мы абстрагируемся от несущественных (в том или ином контексте) связей и признаков предмета и строим идеальный объект, который выступает носителем только сущностных отношений. В реальности сущность никогда нельзя отделить от явления, одно проявляется через другое. Задачей же теоретического исследования является познание сущности в чистом виде. Введение в теорию логических реконструкций действительности как раз и позволяет решать эту задачу.

Эмпирическое и теоретическое познание различаются также и по методам исследовательской деятельности. На эмпирическом уровне преобладает живое чувственное созерцание объектов, а рациональность во всех ее проявлениях здесь хотя и присутствует, но имеет подчиненное значение. Поэтому в эмпирическом познании любой объект действительности отображается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных непосредственному восприятию. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная деятельность, фиксирующая собственно факты, – вот характерные признаки эмпирического познания. Вследствие этого к методам эмпирического исследования относятся прежде всего описание, сравнение, измерение, реальное наблюдение, реальный эксперимент, анализ, индукция.

Что же касается теоретического познания, то его основными методами выступают идеализация, мысленный эксперимент с идеализированными объектами, особые методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы), методы логического и исторического исследования и др.

Рассуждая об эмпирическом и теоретическом познании, необходимо помнить о кантовском разделении эмпирического как фактического и теоретического как чисто умозрительного. Речь идет о разграничении в познании мира фактически случающегося опыта взаимодействия субъекта с действительностью и неограниченных ничем, кроме финальных антиномий, стремлений разума длить чистое умозрение на этот опыт. При этом сущностной характеристикой опыта является неизбежность его становления в том качестве, в котором он уже стал, а важнейшей особенностью всякого умозрения выступает невозможность его полной последующей актуализации.

Таким образом, можно заключить, что эмпирическое и теоретическое познание тесно связаны между собой и при всех различиях никогда не функционируют обособленно.

Тема 3. ПРОБЛЕМА НЕЯВНОГО ЗНАНИЯ

Эмпирическое познание - установление научных фактов и их субъективная обработка. Это начальный момент процесса познания, в котором важнейшую роль играют ощущения и чувства. Благодаря органам чувств человеческое существо может быть объективно связано с миром вокруг. Они дают непосредственное первичное знание о вещах, явлениях и предметах, их функциях и свойствах.

Гносеология ощущений

Данный раздел науки рассматривает эмпирический и теоретический уровни познания как надстройку над чувственным. К последним относятся восприятие, ощущение и представление. Эмпирическое познание основано на ощущениях. Это отображение свойств отдельных предметов, вещей во время оказания ими воздействий на органы чувств. Это элементарное знание, которые не имеет структуры явления познавательного. Пропускная информационная способность человеческих чувств основана на зрении, осязании, слухе, обонянии и вкусе. Органы чувств в качестве средств познания сформированы в результате практического непосредственного взаимодействия природы и человека. Именно благодаря этой практике и возможно эмпирическое познание. Представления и образы, которые создаются в результате приобретения того или иного ощущения, нельзя отделать от познавательных социальных действий и пристрастий людей.

Гносеология восприятия

Эмпирический уровень познания строится также и на восприятии, которое представляет собой чувственно-структурированный, конкретный образ. Оно возникает на основании комплекса предварительно полученных ощущений: осязательных, зрительных и так далее. Эмпирическое познание отталкивается от восприятия, которое является мыслящим созерцанием. В результате восприятия и ощущения форм внешней природы создается представление о ней, как образ познавательного типа. Представление - промежуточное звено между мышлением и восприятием.

Осмысление

Эмпирическое познание появляется на стыке чувственного восприятия и сознания. Ощущения оставляют в сознании глубокий след. Процессы и события, ощущаемые подсознательно, ориентируют человека в потоке жизненных событий, но он не всегда специально их фиксирует. Осмыслить это все и проникнуть в суть вещей, узнать причины явлений невозможно с помощью одних только органов чувств. Этого можно достигнуть с помощью умственного (рационального) познания, в сочетании с таким процессом, как эмпирическое познание.

Опытный уровень

Опыт - более высокий уровень в сравнении с чувственным. Эмпирическое и теоретическое познание (без которого невозможно будет прикладное использование полученного опыта) позволяют описывать опыт. Они предполагают создание источника познания в виде научных строгих документов. Это могут быть схемы, акты, протоколы и так далее. Эмпирическое познание может быть как непосредственным, так и опосредованным (благодаря использованию всевозможных приборов и устройств).

Исторический процесс

Современное эмпирическое научное познание имеет источником наблюдения за вещами, предметами и природными явлениями. Наши предки наблюдали за животными, растениями, небом, за другими людьми, работой человеческого организма. Именно приобретенные таким путем знания легли в основу астрономии, биологии, медицины, физики и других наук. В процессе развития цивилизации эмпирический и теоретический уровни познания совершенствовались, увеличивались возможности восприятия и наблюдения при помощи инструментов и приборов. Целенаправленное наблюдение отличается от созерцания избирательностью процесса. Предварительные гипотезы и идеи нацеливают исследователя на конкретные объекты исследования, что определяет и набор технических средств, которые необходимы, чтобы получить достоверный результат.

Методология

Методы эмпирического познания основаны на живом созерцании, чувственном восприятии и рациональном моменте. Сбор и обобщение фактов - главная задача этих процессов. Методы эмпирического познания включают в себя наблюдение, измерение, анализ, индукцию, эксперимент, сравнение, наблюдение.
1. Наблюдение - это пассивное целенаправленное изучение объекта, которое опирается на органы чувств. Во время этого процесса исследователь получает общие сведения об объекте познания, о его свойствах.

2. Эксперимент - это целенаправленное активное вмешательство в текущий изучаемый процесс. Он включает в себя изменение объекта и условий его функционирования, которые определены рамками целей эксперимента. Особенностями эксперимента являются: активное отношение к предмету исследования, возможность его преобразования, контроль за его поведением, проверка результата, воспроизводимость эксперимента по отношению к изучаемому объекту и условиям, возможность обнаружить дополнительные свойства явлений.

3. Сравнение - это операция познания, которая выявляет различия или тождество разных объектов. Этот процесс имеет смысл в одном классе однородных вещей и явлений.

4. Описание - процедура, состоящая в фиксации результата опыта (эксперимента или наблюдения) с помощью принятых систем обозначений.

5. Измерение - это совокупность активных действий, которые выполняются с помощью измерительно-вычислительных средств для нахождения числовых и количественных значений изучаемых величин.

Необходимо подчеркнуть, что эмпирическое и теоретическое познание реализуются всегда вместе, то есть, методы исследований подкреплены концептуальными теориями, гипотезами и идеями.

Техническое оборудование

Эмпирическое познание в науке активно использует техническое дооснащение в процессе изучения явлений и вещей. Это могут быть:

Измерительные приспособления и приборы: весы, линейки, спидометры, радиометры, амперметры и вольтметры, ваттметры и так далее, помогающие исследователю узнать параметры и характеристики объектов;

Приборы, которые способны помочь в наблюдении фактически невидимых невооруженному глазу вещей и предметов (телескопы, микроскопы и тому подобное);

Устройства, позволяющие анализировать функции и структуру исследуемых процессов и явлений: осциллографы, электрокардиографы, хроматографы, хронометры и прочее.

Важность эксперимента

Эмпирическое познание и его результаты на сегодняшний день напрямую зависят от экспериментальных данных. Если они не получены или невозможны на данном этапе, то теория считается «голой» - непрактичной и неподтвержденной. Правильно провести эксперимент - ответственная задача построения теории. Только благодаря этому процессу можно проверить гипотезы, установить предполагаемые связи. Эксперимент качественно отличается от наблюдения тремя условиями:

1. Во время эксперимента явления происходят в заранее созданных исследователем условиях. При наблюдении - только регистрация явления в естественной для него среде.

2. Исследователь беспрепятственно вмешивается в события и явления в рамках правил эксперимента. Наблюдатель же не имеет права и не может регулировать объект исследования и его условия.

3. Исследователь во время эксперимента имеет право исключать или подключать различные параметры. Наблюдатель же только фиксирует возможные новые параметры в естественных условиях.

Виды экспериментов

Эмпирический уровень познания основан на разных видах экспериментов:

Физический - изучение многообразия природных явлений;

Психологический - изучение жизнедеятельности предмета исследования и сопутствующих обстоятельств;

Мысленный - проводится исключительно в воображении;

Критический - необходима проверка данных по разным критериям;

Компьютерное математическое моделирование.

Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения (здесь – структура научного познания или знания).

К методам научного познания относят те из них, которые применяются в эмпирических и теоретических исследованиях.

Чтобы понять место и роль различных методов в научных исследованиях, следует рассмотреть структуру научного познания, которая состоит из двух уровней – эмпирического и теоретического. На эмпирическом совершается накопление фактов и информации об исследуемых объектах, на теоретическом – осуществляется синтез полученного знания в форме гипотез, теорий, идей. В зависимости от уровней познания методы делятся на две группы:

Методы эмпирического исследования – наблюдение, эксперимент, сравнение.

Методы теоретического познания – анализ и синтез, индукция и дедукция, идеализация, аксиоматический и др.

Эмпирические и теоретические исследования тесно связаны между собой – первые основываются на сборе эмпирического материала, который накапливается в ходе проведения наблюдений и экспериментов, а вторые осуществляются с целью подтвердить или проверить какую–либо гипотезу.

Эмпирические и теоретические исследования различаются глубиной проникновения в сущность предмета. Если первые связаны с исследованием внешней стороны предмета, то вторые – с изучением его внутренних свойств и связей. Можно сказать, что если на эмпирическом уровне постигается сущность первого порядка, то на теоретическом – сущность второго, третьего и т.д. порядка.

Основной целью эмпирического познания является получение фактов.

Различение этих двух уровней научного познания произошло не сразу. Более четко это разделение появилось в позитивизме, который признавал статус науки, связанный только с теми знаниями, которые эмпирически проверяются. Можно отметить, что еще до позитивизма появилась эмпирическая философия Ф. Бэкона (основная идея: знание начинается с опыта, в опытных экспериментах ученый исследователь добывает знание, затем знание обобщается, получается обобщенное знание).

Разделение эмпирического и теоретического уровней можно произвести исходя из особенности познания человека: чувственный и рациональный уровень (однако эмпирический уровень нельзя ассоциировать с чувственным, а теоретический – с рациональным, так как это разные понятия). Основные методы эмпирического познания – наблюдение и эксперимент. Есть целый ряд методов теоретического познания, таких как: абстрагирование, идеализация, формализация и т.д. Есть методы эмпирического и теоретического познания, такие как: анализ, синтез, индукция, дедукция.

Основным видом знания, получаемого на эмпирическом уровне научного исследования, является факт и экспериментальный закон. К знанию теоретического уровня прежде всего относится теория. На эмпирическом уровне научное познание имеет дело с индивидуальными свойствами объекта, данными в опыте. Индуктивное обобщение собранных данных представлено в виде экспериментально установленных закономерностей. Теоретический уровень научного познания отличается нацеленностью на обнаружение общих закономерных характеристик объекта, выявляемых с помощью рациональных процедур. На теоретическом уровне формулируются теоретические законы.

В научном познании под фактом понимается либо достоверное знание, либо знание, выраженное в языке описания эмпирических данных. Наука никогда не имеет дело с «чистыми» фактами. Информация, собранная эмпирическими методами исследования, нуждается в интерпретации, которая всегда исходит из определенных теоретических предпосылок. Любой факт имеет смысл только в рамках определенной теории. Таким образом, различие между эмпирическим и теоретическим уровнем не является абсолютным. Научное познание обязательно включает в себя как эмпирический, так и теоретический уровень исследования. На эмпирическом уровне обеспечивается связь научного познания с действительностью и с практической деятельностью человека. Теоретический уровень представляет собой выработку концептуальной модели предмета познания.

Вывод. Отличие эмпирического от теоретического уровня:

1) различное соотношение чувственного и рационального (на эмпирическом уровне преобладает элемент чувственного над рациональным, на теоретическом – наоборот);

2) разные методы исследования;

3) основная форма получаемого научного знания (на эмпирическом уровне – научный факт; на теоретическом – теория).

Эмпирический и теоретический уровни научного знания, критерии их различия

Различают два уровня научного познания – эмпирический и теоретический. (Можно сказать также – эмпирическое и теоретическое исследования.)

Эмпирический уровень научного познания включает в себя наблюдение, эксперимент, группировку, классификацию и описание результатов наблюдения и эксперимента, моделирование.

Теоретический уровень научного познания включает в себя выдвижение, построение и разработку научных гипотез и теорий; формулирование законов; выведение логических следствий из законов; сопоставление друг с другом различных гипотез и теорий, теоретическое моделирование, а также процедуры объяснения, предсказания и обобщения.

Соотношение эмпирического и теоретического уровней научного познания с чувственным и рациональным познанием

Почти тривиальным стало утверждение о том, что роль и значение эмпирического познания определяются его связью с чувственной ступенью познания. Однако эмпирическое познание – не только чувственное. Если мы просто фиксируем показания прибора и получаем утверждение «стрелка стоит на делении шкалы 744», то это не будет еще научным знанием. Научным знанием (фактом) такое утверждение становится только тогда, когда мы соотнесем его с соответствующими понятиями, например, с давлением, силой или массой (и соответствующими единицами измерения: мм ртутного столба, кг массы).

Равным образом о теоретическом уровне научного познания нельзя сказать, что знание, которое он доставляет, есть «чистая рациональность». В выдвижении гипотезы, в разработке теории, в формулировании законов и сопоставлении теорий друг с другом используются наглядные («модельные») представления, которые принадлежат чувственной ступени познания.

В целом можно сказать, что на низших уровнях эмпирического исследования преобладают формы чувственного познания, а на высших уровнях теоретического исследования – формы рационального познания.

Различия между эмпирическим и теоретическим уровнями научного познания

1. Рассматриваемые уровни различаются по предмету. Исследователь на обоих уровнях может изучать один и тот же объект, но «видение» этого объекта и его представление в знаниях одного из этих уровней и другого будут не одними и теми же.

Эмпирическое исследование в своей основе направлено на изучение явлений и (эмпирических) зависимостей между ними. Здесь более глубокие, сущностные связи не выделяются еще в чистом виде: они представлены в связях между явлениями, регистрируемыми в эмпирическом акте познания.

На уровне же теоретическом имеет место выделение сущностных связей, которые определяют основные черты и тенденции развития предмета. Сущность изучаемого объекта мы представляем себе как взаимодействие некоторой совокупности открытых и сформулированных нами законов. Назначение теории в том и состоит, чтобы, расчленив сначала эту совокупность законов и изучив их по отдельности, затем воссоздать посредством синтеза их взаимодействие и раскрыть тем самым (предполагаемую) сущность изучаемого предмета.

2. Эмпирический и теоретический уровни научного познания различаются по средствам познания. Эмпирическое исследование основывается на непосредственном взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Теоретическое исследование, вообще говоря, не предполагает такого непосредственного взаимодействия исследователя с объектом: здесь он может изучаться в той или иной мере опосредованно, а если и говорится об эксперименте, то это «мысленный эксперимент», т. е. идеальное моделирование.

Уровни научного познания различаются также понятийными средствами и языком. Содержание эмпирических терминов – это особого рода абстракции – «эмпирические объекты». Они не являются объектами изучаемой реальности (или «данности»): реальные объекты предстают как идеальные, наделенные фиксированным и ограниченным набором свойств (признаков). Каждый признак, который представлен в содержании термина, обозначающего эмпирический объект, присутствует и в содержании термина, обозначающего реальный объект, хотя и не наоборот. Предложения языка эмпирического описания – их можно назвать эмпирическими высказываниями – поддаются конкретной, непосредственной проверке в следующем смысле. Высказывание вроде «стрелка динамометра установилась около деления шкалы 100» является истинным, если показание названного прибора действительно такое. Что касается теоретических высказываний, т. е. предложений, которые мы используем в теоретических выкладках, то они вышеописанным непосредственным образом, как правило, не проверяются. Они сопоставляются с результатами наблюдений и экспериментов не изолированно, а совместно – в рамках определенной теории. В языке теоретического исследования используются термины, содержанием которых являются признаки «теоретических идеальных объектов». Например: «материальная точка», «абсолютно твердое тело», «идеальный газ», «точечный заряд» (в физике), «идеализированная популяция» (в биологии), «идеальный товар» (в экономической теории в формуле «товар – деньги – товар»). Эти идеализированные теоретические объекты наделяются не только свойствами, которые мы обнаруживаем реально, в опыте, но также и свойствами, которых ни у одного реального объекта нет.

3. Эмпирический и теоретический уровни научного познания различаются по характеру используемых методов. Методы эмпирического познания нацелены на как можно более свободную от субъективных напластований объективную характеристику изучаемого объекта. А в теоретическом исследовании фантазии и воображению субъекта, его особым способностям и «профилю» его личностного познания предоставляется свобода, пусть вполне конкретная, т. е. ограниченная.

В структуре научного знания выделяются два уровня:

Эмпирический уровень;

Теоретический уровень.

Для знаний, полученных на эмпирическом уровне , характерно то, что они являются результатом непосредственного контакта с реальностью в наблюдении или эксперименте.

Теоретический уровень представляет собой как бы разрез исследуемого объекта под определенным углом зрения, заданным мировоззрением исследователя. Он строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности и его главной задачей является описание, систематизация и объяснение всего множества данных эмпирического уровня.

Эмпирический и теоретический уровни обладают определенной автономией, однако их невозможно оторвать (отделить) один от другого.

Теоретический уровень отличается от эмпирического тем, что на нем происходит научное объяснение фактов, полученных на эмпирическом уровне. На этом уровне формируются конкретные научные теории, и он характеризуется тем, что в нем оперируют с интеллектуально контролируемым объектом познания, в то время как на эмпирическом уровне - с реальным объектом. Значение его в том, что он может развиваться как бы сам по себе, без прямого контакта с действительностью.

Эмпирический и теоретический уровни органически связаны между собой. Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня.

Несмотря на теоретическую загруженность, эмпирический уровень является более устойчивым, чем теория, в силу того, что теории, с которыми связано истолкование эмпирических данных, являются теориями другого уровня. Поэтому эмпирия (практика) является критерием истинности теории.

Для эмпирического уровня познания характерно использование следующих методов изучения объектов.

Наблюдение - система фиксации и регистрации свойств и связей изучаемого объекта. Функции этого метода: фиксации регистрация информации и предварительная классификация факторов.

Эксперимент - это система познавательных операций, которая осуществляется в отношении объектов, поставленных в такие условия (специально создаваемые), которые должны способствовать обнаружению, сравнению, измерению объективных свойств, связей, отношений.

Измерение как метод является системой фиксации и регистрации количественных характеристик измеряемого объекта. Для экономических и социальных систем процедуры измерения связаны с показателями: статистическими, отчетными, плановыми;

Сущность описания , как специфического метода получения эмпирического знания состоит в систематизации данных, полученных в результате наблюдения, эксперимента, измерения. Данные выражаются на языке определенной науки в форме таблиц, схем, графиков и других обозначений. Благодаря систематизации фактов, обобщающих отдельные стороны явлений, изучаемый объект отражается в целом.


Теоретический уровень является высшим уровнем научного познания.

Схему теоретического уровня познания можно представить следующим образом:

Мысленный эксперимент и идеализация на основе механизма переноса зафиксированных в объекте результатов практических действий;

Развитие познания в логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях, законах, научных идеях, гипотезах, теориях;

Логическая проверка обоснованности теоретических построений;

Применение теоретических знаний на практике, в общественной деятельности.

Можно определить основные характеристики теоретического познания :

Объект познания определяется целенаправленно под воздействием внутренней логики развития науки или насущных требований практики;

Предмет познания идеализирован на основе мысленного эксперимента и конструирования;

Познание осуществляется в логических формах, под которым понимается способ связи элементов, входящих в содержание мысли о предметном мире.

Различают следующие виды форм научного познания :

Общелогические: понятия, суждения, умозаключения;

Локально-логические: научные идеи, гипотезы, теории, законы.

Понятие - это мысль, отражающая имущественные и необходимые признаки предмета или явления. Понятия бывают: общими, единичными, конкретными, абстрактными, относительными, абсолютными и. др. Общие понятия связаны с некоторым множество предметов или явлений, единичные относятся только к одному, конкретные - к конкретным предметам или явлениям, абстрактные к отдельно взятым их признакам, относительные понятия всегда представляются попарно, а абсолютные - не содержат парных отношений.

Суждение - это мысль, в которой содержится утверждение или отрицание чего-либо посредством связи понятий. Суждения бывают утвердительными и отрицательными, общими и частными, условными и разделительными и т.д.

Умозаключение - это процесс мышления, соединяющий последовательность двух или более суждений, в результате чего появляется новое суждение. По существу, умозаключение является выводом, который делает возможным переход от мышления к практическим действиям. Умозаключения бывают двух видов: непосредственное; опосредованное.

В непосредственных умозаключениях приходят от одного суждения к другому, а в опосредованных переход от одного суждения к другому осуществляется посредством третьего.

Процесс познания идет от научной идеи к гипотезе, превращаясь впоследствии в закон или теорию.

Рассмотрим основные элементы теоретического уровня познания.

Идея - интуитивное объяснение явления без промежуточной аргументации и осознания всей совокупности связей. Идея вскрывает ранее не замеченные закономерности явления, основываясь на уже имеющихся о нем знаниях.

Гипотеза - предположение о причине, которая вызывает данное следствие. В основе гипотезы всегда лежит предположение, достоверность которого на определенном уровне науки и техники не может быть подтверждена.

Если гипотеза согласуется с наблюдаемыми фактами, то ее называют законом или теорией.

Закон - необходимые, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе. Законы бывают специфическими, общими и всеобщими.

Закон отражает общие связи и отношения, присущие всем явлениям данного рода, класса.

Теория - форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Она возникает в результате обобщения познавательной деятельности и практики и представляет собой мысленное отражение и воспроизведение реальной действительности. Теория обладает рядом структурных элементов:

Факты - знание об объекте или явлении, достоверность которого доказана.

Аксиомы - положения, принимаемые без логического доказательства.

Постулаты - утверждения, принимаемые в рамках какой-либо научной теории за истинное, играющее роль аксиомы.

Принципы - основные исходные положения какой-либо теории, учения, науки или мировоззрения.

Понятия - мысли, в которых обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим (специфическим) признакам.

Положения - сформулированные мысли, высказанные в форме научного утверждения.

Суждения - мысли, выраженные в виде повествовательного предложения, которые могут быть истинными или ложными.

В познании различают два уровня: эмпирический и теоретический.

Эмпирический (от гр. Еmреиrиа - опыт) уровень знания - это знание, полученное непосредственно из опыта с некоторой рациональной обработкой свойств и отношений объекта познается. Он всегда является основой, базой для теоретического уровня знания.

Теоретический уровень - это знание, полученное путем абстрактного мышления.

Человек начинает процесс познания объекта с внешней его описания, фиксирует отдельные его свойства, стороны. Затем углубляется в содержание объекта, раскрывает законы, которым он подвергается, переходит к объяснению свойств объекта, объединяет знания об отдельных сторонах предмета в единую, целостную систему, а полученное при этом глубокое разностороннее конкретное знание о предмете и является теорией, что имеет определенную внутреннюю логическую структуру.

Следует отличать понятие "чувственное" и "рациональное" от понятий "эмпирическое" и "теоретическое". "Чувственное" и "рациональное" характеризует диалектику процесса отражения вообще, а "эмпирическое" и "теоретическое" относятся к сфере только научного познания.

Эмпирическое познание формируется в процессе взаимодействия с объектом исследования, когда мы непосредственно влияем на него, взаимодействуем с ним, обрабатываем результаты и делаем вывод. Но получение отдельных эмпирических фактов и законов еще не позволяет построить систему законов. Для того чтобы познать сущность, необходимо обязательно перейти к теоретическому уровню научного познания.

Эмпирический и теоретический уровни познания всегда неразрывно связаны между собой и взаимообуславливают друг друга. Так, эмпирическое исследование, выявляя новые факты, новые данные наблюдения и экспериментов, стимулирует развитие теоретического уровня, ставит перед ним новые проблемы и задачи. В свою очередь, теоретическое исследование, рассматривая и конкретизируя теоретическое содержание науки, открывает новые перспективы объяснения и предсказания фактов и этим ориентирует и направляет эмпирическое знание. Эмпирическое знание опосредуется теоретическим - теоретическое познание указывает, какие именно явления и события должны быть объектом эмпирического исследования и в каких условиях должен осуществляться эксперимент. Теоретически также оказываются и указываются те пределы, в которых результаты на эмпирическом уровне истинные, в которых эмпирическое знание может быть использовано на практике. Именно в этом и состоит эвристическая функция теоретического уровня научного познания.

Граница между эмпирическим и теоретическим уровнями достаточно условна, самостоятельность их друг относительно друга относительная. Эмпирическое переходит в теоретическое, а то, что когда-то было теоретическим, на другом, более высоком этапе развития, становится эмпирически доступным. В любой сфере научного познания, на всех уровнях наблюдается диалектическое единство теоретического и эмпирического. Ведущая роль в этом единстве зависимости от предмета, условий и уже имеющихся, полученных научных результатов принадлежит то эмпирическом, то теоретическом. Основой единства эмпирического и теоретического уровней научного познания выступает единство научной теории и научно-исследовательской практики.

Основные методы научного познания

На каждом из уровней научного познания применяются свои методы. Так, на эмпирическом уровне используются такие основные методы, как наблюдение, эксперимент, описание, измерение, моделирование. Теоретически - анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, идеализация, исторический и логический методы и тому подобное.

Наблюдение - это планомерное и целенаправленное восприятие предметов и явлений, их свойств и связей в природных условиях или в условиях эксперимента с целью познания исследуемого объекта.

Основные функции наблюдения таковы:

Фиксация и регистрация фактов;

Предварительная классификация фактов, уже зафиксированных на основе определенных принципов, сформулированных на основе существующих теорий;

Сравнения зафиксированных фактов.

С усложнением научного познания все больший вес приобретают цель, план, теоретические установки, осмысление результатов. Вследствие этого возрастает роль теоретического мышления в наблюдении.

Особенно сложным является наблюдение в общественных науках, где его результаты во многом зависят от мировоззренчески-методологических установок наблюдателя, его отношение к объекту.

Метод наблюдения ограничен методом, так как с его помощью можно лишь зафиксировать определенные свойства и связи объекта, но невозможно раскрыть их сущность, природу, тенденции развития. Всестороннее наблюдение объекта является основой для эксперимента.

Эксперимент - это исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них с помощью создания новых условий, соответствующих целям исследования, или путем изменения прохождения процесса в определенном направлении.

В отличие от простого наблюдения, которое не предусматривает активного воздействия на объект, эксперимент - это активное вторжение исследователя в природные явления, в ходе процессов, которые изучаются. Эксперимент - это такой вид практики, в котором практическое действие органично сочетается с теоретической работой мысли.

Значение эксперимента заключается не только в том, что с его помощью наука объясняет явления материального мира, но и в том, что наука, опираясь на опыт, непосредственно овладевает теми или иными изучаемыми явлениями. Поэтому эксперимент служит одним из главных средств связи науки с производством. Ведь он позволяет осуществить проверку правильности научных выводов и открытий, новых закономерностей. Эксперимент служит средством исследования и изобретения новых приборов, машин, материалов и процессов в промышленном производстве, необходимым этапом практического испытания новых научно-технических открытий.

Эксперимент широко применяется не только в естественных науках, но и в социальной практике, где он играет важную роль в познании и управлении общественными процессами.

Эксперимент имеет свои специфические особенности по сравнению с другими методами:

Эксперимент дает возможность исследовать объекты в так называемом чистом виде;

Эксперимент позволяет исследовать свойства объектов в экстремальных условиях, что способствует более глубокому проникновению в их сущность;

Важным преимуществом эксперимента является его повторяемость, благодаря чему в научном познании этот метод приобретает особое значение и ценность.

Описание - это указание признаков предмета или явления как существенных, так и несущественных. Описание, как правило, применяется в отношении единичных, индивидуальных объектов для более полного ознакомления с ними. Его целью является дать наиболее полные сведения об объекте.

Измерение - это определенная система фиксации и регистрации количественных характеристик исследуемого объекта с помощью различных измерительных приборов и аппаратов. С помощью измерения определяется отношение одной количественной характеристики объекта к другому, однородной с ней, принятой за единицу измерения. Основными функциями метода измерения является, во-первых, фиксация количественных характеристик объекта; во-вторых, классификация и сравнение результатов измерения.

Моделирование - это изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), которая по своим свойствам определенной степени воспроизводит свойства исследуемого объекта.

Моделирование используется тогда, когда непосредственное изучение объектов по некоторым причинам невозможно, затруднено или нецелесообразно. Различают два основных вида моделирования: физическое и математическое. На современном этапе развития научного познания особенно большая роль отводится компьютерному моделированию. Компьютер, который функционирует по специальной программе, способен моделировать самые реальные процессы: колебания рыночных цен, орбиты космических кораблей, демографические процессы, другие количественные параметры развития природы, общества, отдельного человека.

Методы теоретического уровня познания.

Анализ - это расчленение предмета на его составные части (стороны, признаки, свойства, отношения) с целью их всестороннего изучения.

Синтез - это объединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств, отношений) предмета в единое целое.

Анализ и синтез диалектически противоречивые и взаимообусловлены методы познания. Познание предмета в его конкретной целостности предполагает предварительное расчленения его на составляющие и рассмотрение каждой из них. Эту задачу выполняет анализ. Он дает возможность выделить существенное, то, что составляет основу связи всех сторон изучаемого объекта. То есть, диалектический анализ является средством проникновения в сущность вещей. Но, играя важную роль в познании, анализ не дает знания конкретного, знание объекта как единства многообразного, единства различных определений. Эту задачу выполняет синтез. Итак, анализ и синтез органично взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга на каждом этапе процесса теоретического познания.

Абстрагирования - это метод отвлечения от некоторых свойств и отношений объекта и одновременно сосредоточение основного внимания на тех, которые являются непосредственным предметом научного исследования. Абстрагирования способствует проникновению познания в сущность явлений, движения познания от явления к сущности. Понятно, что абстрагирование расчленяет, огрубляет, схематизирует целостную подвижную действительность. Однако именно это и позволяет более глубоко изучить отдельные стороны предмета "в чистом виде". А значит, и проникнуть в их сущность.

Обобщение - это метод научного познания, который фиксирует общие признаки и свойства определенной группы объектов, осуществляет переход от единичного к особому и общему, от менее общего к более общему.

В процессе познания нередко приходится, опираясь на уже существующие знания, делать выводы, которые являются новым знанием о неизвестном. Это осуществляется с помощью таких методов, как индукция и дедукция.

Индукция - это такой метод научного познания, когда на основании знания об отдельном делается вывод об общем. Это способ рассуждения, с помощью которого устанавливается обоснованность выдвинутого предположения или гипотезы. В реальном познании индукция всегда выступает в единстве с дедукцией, органически связана с ней.

Дедукция - это метод познания, когда на основе общего принципа логическим путем из одних положений как истинных с необходимостью выводится новое истинное знание об отдельном. С помощью этого метода отдельное познается на основе знания общих закономерностей.

Идеализация - это способ логического моделирования благодаря которому создаются идеализированные объекты. Идеализация направлена на процессы мыслимой построения возможных объектов. Результаты идеализации - не произвольны. В предельном случае они соответствуют отдельным реальным свойствам объектов или допускают интерпретацию их, исходя из данных эмпирического уровня научного познания. Идеализация связана с "мысленным экспериментом", в результате которого с гипотетического минимума некоторых признаков поведения объектов открываются или обобщаются законы их функционирования. Границы эффективности идеализации определяются практикой.

Исторический и логический методы органически связаны. Исторический метод предполагает рассмотрение объективного процесса развития объекта, реальной его истории со всеми ее поворотами, особенностями. Это определенный способ воспроизведения в мышлении исторического процесса в его хронологической последовательности и конкретности.

Логический метод - это способ, с помощью которого мысленно воспроизводит реальный исторический процесс в его теоретической форме, в системе понятий.

Задачей исторического исследования является раскрытие конкретных условий развития тех или иных явлений. Задачей логического исследования является раскрытие роли, которую отдельные элементы системы играют в составе развития целого.