Преимущества и недостатки егэ. Преимущества и недостатки ЕГЭ: что думают о едином государственном экзамене учащиеся и педагоги Эссе на тему егэ достоинства и недостатки

Единый государственный экзамен на современном этапе: достоинства и недостатки

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это основная форма государственной (итоговой) аттестации выпускников школ Российской Федерации.

Вузы и ссузы используют результаты ЕГЭ в качестве результатов вступительных испытаний. ЕГЭ проводится во всех субъектах Российской Федерации, а также в иностранных государствах

для выпускников образовательных учреждений при посольствах, военных частях Российской Федерации и др. ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособнадзор) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.

По поручению Рособрнадзора организационным и технологическим обеспечением проведения ЕГЭ на федеральном уровне занимается Федеральный центр тестирования, разработкой и экспертизой КИМ – Федеральный институт педагогических измерений.

Задачами единого экзамена являются:

Расширение доступности высшего образования благодаря введению однотипных экзаменов для всех выпускников общеобразовательных школ и их параллельного участия в заочном конкурсном отборе сразу в несколько вузов;

Совершенствование системы и практики финансирования высших учебных заведений на основе рыночной состязательности между ними за прием лучших студентов;

Снижение психологической нагрузки на выпускников общеобразовательных учреждений за счет упразднения приемных экзаменов в вузы;

Объективизация и унификация требований к общеобразовательной подготовке поступающих в вузы;

Стимулирование деятельности педагогических коллективов общеобразовательных учреждений по улучшению качества учебного процесса за счет объективной и независимой сравнительной оценки результатов общеобразовательной подготовки выпускников школ.

Дискуссии о пользе и недостатках ЕГЭ начались с момента его внедрения в систему образования и длятся по сегодняшний день. Так, ЕГЭ имеет несколько преимуществ перед другими формами контроля.

1. Объективность.

Использование ЕГЭ в качестве выпускного экзамена в средней школе и его результатов для поступления в высшие учебные заведения имеет ряд преимуществ перед традиционными устными и письменными экзаменами. Прежде всего, это объективность оценивания. В системе ЕГЭ отсутствует преподаватель, который проверяет знания выпускника, т.е. исключается субъективный момент (неприязнь к учащемуся, заинтересованность в хороших показателях, плохое настроение, самочувствие преподавателя и др.) при выставлении оценки. Благодаря стандартизации – единой форме предъявления контрольно-измерительных материалов (КИМов) и единого метода обработки полученных результатов – достигается высокий уровень объективности оценивания учебных достижений выпускников.

2. Надежность.

Разработка тестов и анализ результатов тестирования в соответствии с принципами классической или современной теориями тестов позволяют обеспечить точность и надежность оценивания уровня учебных достижений. Чтобы это преимущество ЕГЭ могло быть реализовано, КИМы должны включать тестовые задания, которые прошли экспертную оценку и были апробированы на репрезентативной выборке испытуемых.

3. Достоверность.

Тестовые технологии могут обеспечить достоверные результаты, свободные от фальсификации и искажения. Нельзя не согласиться, что «без обеспечения высокой достоверности единого экзамена, без гарантий его информационной безопасности невозможно завоевать доверие к результатам ЕГЭ, что, безусловно, резко снизит эффективность этого нововведения».

Выделяют ряд возможностей, которые могут способствовать снижению достоверности. Это рассекречивание, подставка, подсказка, подтасовка.

Чтобы не произошло рассекречивания КИМов, существует система информационной безопасности, которая защищает тестовые материалы от преждевременного доступа.

Один из возможных способов защиты – это создание большого банка калиброванных тестовых заданий и обеспечение свободного доступа к этому банку (например, через Интернет или печатные издания). Знакомство учащихся с множеством заданий банка позволит им лучше подготовиться к сдаче теста. Для самого экзамена формируются многочисленные варианты теста в компьютерном режиме из существующего банка заданий (калиброванных) индивидуально для каждого испытуемого.

4. Преимуществом Единого Государственного экзамена является то, что абитуриент из любой части страны может поступить в ведущий ВУЗ Российской Федерации. Действительно, документы для поступления абитуриенты могут рассылать по почте, затем отслеживая свою позицию в рейтинге по интернет-сайтам высших учебных заведений. Тем самым он может попытаться поступить в самые престижные вузы страны.

Кроме преимуществ, можно выделить ряд негативных сторон ЕГЭ:

1. Несоответствие государственных образовательных стандартов средней школы содержанию контрольно-измерительных материалов ЕГЭ практически по всем предметам.

2. Наличие человеческого фактора в экспертной системе оценки работ. Однако этот фактор, на мой взгляд, ничтожен, так как каждую работу проверяют два независимых эксперта, при этом при несовпадении бальной отметки решение принимается в пользу ученика, а при разнице в более чем 2 балла – работа идет на так называемую «третью» проверку – третьим экспертом.

3. Высокая психологическая напряженность учащихся, учителей, родителей в период проведения ЕГЭ.

4. Неудовлетворенность содержанием КИМ большинства профессорско-преподавательского состава высшей школы, учителей средней школы.

Но, несмотря на все полемики, законность Единого государственного экзамена в России утвердил Верховный суд.

Таким образом, введение ЕГЭ и его эволюция в течение почти 10 лет показывает, что в мире накоплен большой опыт в области организации контроля современными средствами и методами. На мой взгляд, введение ЕГЭ является прогрессивным шагом в современном российском образовании.

Такие преимущества ЕГЭ как стандартизированный способ проверки, открытость и прозрачность системы оценивания, ее объективность, практикоориентированную направленность контроля знаний и умений школьников перекрывают незначительные недостатки, указанные нами выше. ЕГЭ позволяет более объективно оценивать знания учащихся, расширяет географию абитуриентов, избавляет детей и родителей от лишних волнений и финансовых трат.

нормативно-правовое регулирование проведения единого государственного экзамена

Основными нормативными документами, регулирующими проведение ЕГЭ, являются Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и приказ Минобрнауки N 57 от 24 февраля 2009 г. (в ред. приказов Минобрнауки России от 9 марта 2010 г. N 170, от 17 марта 2011 г. N 1370) «Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена».

На основании данных нормативно-правовых актов определяются правила организации и проведения единого государственного экзамена на территории Российской Федерации и за ее пределами, в том числе участников единого государственного экзамена, их права и обязанности, порядок проверки экзаменационных работ, подачи и рассмотрения апелляций, организации системы общественного наблюдения и контроля.

Единый государственный экзамен давно стал обязательным, и вроде бы пора привыкнуть к этой форме итоговой аттестации. Но каждое лето русская общественность вовлекается в очередной конфликт, связанный с проведением и результатами ЕГЭ. Сначала нам казалось, что это временно, на переходном этапе. Однако с 2009 года уже прошло достаточно времени, а «страсти» по ЕГЭ не утихают, а наоборот, разрастаются.

Как мы знаем, любая конфликтная ситуация лишь уводит от конкретного решения, и сегодня, как нам кажется, уже спорят не столько о плюсах и минусах ЕГЭ, сколько о тех нарушениях, которые выявляются каждый год. Поэтому наша задача – абстрагироваться от эмоций и попытаться объективно еще раз оценить ЕГЭ, опираясь на опыт проведения этого экзамена в нашем регионе.

Конечно, плюсы ЕГЭ невозможно не оценить:

    Единые требования к любому выпускнику . В первую очередь, в выигрыше оказались те, кто живет в провинции: зная свои результаты, теперь можно объективно оценить свои возможности и подать документы в выбранный вуз, и даже в несколько. При этом существенную помощь оказывает электронная отправка документов. Выпускнику не надо лишний раз тратиться на дорогу, проживание и т.д.

    Открытость демоверсии, кодификатора, спецификации ЕГЭ по предмету дает выпускнику четкое представление о структуре КИМов, критериях оценки, перевода в 100-балльную систему. Кроме того, порог по обязательным предметам утверждается заранее, и выпускник в течение года, работая по сборникам, оценивает свои результаты.

    Возможность подготовиться к ЕГЭ есть также у любого выпускника: наличие тренировочных сборников, онлайн-тестирование, пробный ЕГЭ (по материалам, присланным ФИПИ), консультации и курсы. Даже работая самостоятельно, имея доступ к интернету, можно достичь высоких результатов.

    Независимая экспертиза результатов ЕГЭ также является позитивным моментом. Исчезает предвзятость, так как эксперт не знает, чью работу он проверяет. Параллельная проверка работы (часть С) двумя экспертами делает результат наиболее объективным.

    Написание ЕГЭ в отдельных пунктах (ППЭ), присутствие наблюдателей , оформление выпускниками единых бланков – все это должно способствовать объективности и созданию равных условий всем выпускникам.

Действительно, идея ЕГЭ во многом позитивна, и говорить о плюсах этого экзамена можно еще много. Однако опыт последних лет заставляет нас задуматься и об обратной стороне, о минусах ЕГЭ.

Среди таких отрицательных «сторон» нельзя не отметить следующее:

    С введением ЕГЭ сдвинулись сроки итоговой аттестации: первый экзамен начинается через 2 дня после «Последнего звонка». Раньше выпускники заканчивали посещать уроки 24-25 мая, проводили праздничную линейку и в течение почти недели готовились к экзамену, посещая только консультации. Сегодня же на эти дни рассчитывать не приходится, и такой важный (обязательный) предмет, как русский язык, «сдвинут» по срокам максимально близко к последнему учебному дню. Не секрет, что многие выпускники не успевают прийти в себя после учебного года и готовятся по ночам. Как факт можно вспомнить участившиеся обмороки выпускников и вызов на экзамен «Скорой помощи».

    Разброс по выбору предметов, диктуемый вузом , заставляет выпускника, готовясь на одну специальность, но в разные учебные заведения, выбирать дополнительные ЕГЭ. Сроки между экзаменами по выбору, опять же, не всегда позволяют ученику сделать передышку, что ведет к переутомлению именно сильных учеников, влияет на результат ЕГЭ.

Кроме того, каждый экзамен идет несколько часов , при этом все ученики должны прийти на ППЭ заранее. Суммарное время пребывания выпускника на экзаменах зачастую приводит к переутомлению, недосыпанию, голоду и т.д. К примеру, если выпускник сдает 5 экзаменов, то он проведет на ППЭ примерно 16-17 часов, с учетом времени сбора – 21-22 часа.

Если сравнить с традиционной формой, выпускник мог прийти на экзамен по выбору и к началу, и позже (по договоренности с одноклассниками) и сдать его в течение 1 часа. При этом, ожидая своего захода, ученик общался с одноклассниками, мог что-то еще спросить, получить моральную поддержку. Теперь же выпускник оказывается в чужой аудитории, где почти нет знакомых лиц, испытывает моральный дискомфорт.

    Сам экзамен «по выбору» лишен какого-либо выбора. Мы имеем в виду отсутствие различных форм сдачи экзамена: презентация, реферат, собеседование. Выбирая подобные формы, выпускник мог больше реализовать себя и продемонстрировать навыки исследовательской работы, компьютерную грамотность, умения вести «живой» диалог и т.д.

    Письменное проведение ЕГЭ , к сожалению, не всегда показывает успех выпускника в реальной, жизненной ситуации. В результате, многие вузы, еще не включившие творческие испытания, получили «молчащих» будущих журналистов, преподавателей, психологов и т.п. Самым непредсказуемым для преподавателей вузов стал 1 курс: у выпускников, получивших высокие результаты ЕГЭ, подчас отсутствовали необходимые навыки грамотного ведения диалога, умения работать в группе, решать нестандартные задачи. В результате резко увеличилось количество студентов, не сдавших первую сессию и впоследствии отчисленных за неуспеваемость.

    Одной из наиболее «слабых» сторон ЕГЭ считаем отсутствие возможности проявить индивидуальные качества, продемонстрировать творческие способности . Стандартизированный экзамен проверяет лишь шаблоны, и креативный выпускник с нестандартным мышлением может оказаться в проигрыше с основной массой учеников. Особую трудность для такого ребенка будет представлять часть С по гуманитарным предметам, так как сочинение по строгому алгоритму такого выпускника никак не может устроить. В поисках собственного выражения ученик может отойти от заданных критерий и не набрать нужных баллов.

    Единый экзамен для выпускников школ и лицеев разной предметной направленности ставит учеников в неравные условия: один и тот же уровень по математике выполняет и выпускник гуманитарной гимназии, и учащийся физмат лицея. Хотелось бы, чтобы ЕГЭ предполагал разные уровни для абитуриента профильного вуза или другого учебного заведения (например, С1 и С проф.)

    Как ни странно, результат ЕГЭ не влияет на итоговую отметку по предмету в аттестате (исключая «завалы» по русскому языку и математике) и не переводится в школьную, 5-тибалльную шкалу. Получается, что даже «золотому медалисту» главное – не завалить! Мы знаем, что «100балльники» не всегда медалисты и отметки в аттестате не всегда соотносятся с результатами ЕГЭ.

    Нельзя не отметить, что ЕГЭ (русский и математика) резко повлиял на получение аттестата . Усилился отток учащихся в 10 классе: чаще всего школа не заинтересована в том, чтобы слабый ученик дошел до ЕГЭ, поэтому ему заранее предлагают перейти в суз. При этом напомним, что количество сузов только сокращалось в последнее время, и у учащегося не всегда есть достойная альтернатива.

    С введением ЕГЭ увеличилось количество апелляций , что требует дополнительного времени и расходов.

Таким образом, приведя лишь некоторые примеры явных «минусов» ЕГЭ, мы обращаем внимание, что данная форма экзамена является еще очень несовершенной: не отражает индивидуальных возможностей выпускника, лишает его выбора (устное выступление, презентация, собеседование), приводит к конфликтным ситуациям и переутомлению. Что касается вузов, ЕГЭ, возможно, упростило поступление абитуриентов, но при этом так завуалировало образ будущего первокурсника, что спрогнозировать дальнейший успех или неуспех стало тяжелее.

Хотелось бы, чтобы в ближайшее время наши выпускники сдавали экзамены в более спокойной обстановке, а КИМы (вместе с решениями и ответами) не появлялись бы в интернете уже до экзамена.

Эксперимент по введению Единого государственного экзамена впервые был проведен в 2001 году. И с тех пор, несмотря на то, что ЕГЭ с 2009 стал единственной формой выпускных и вступительных экзаменов, споры о его необходимости не утихают. Давайте подробнее остановимся на этой проблеме и попробуем разобраться в недостатках и достоинствах ЕГЭ.

Достоинства.

Безусловно, возможность сдавать одновременно выпускные и вступительные экзамены является одним из главных достоинств ЕГЭ. Так, школьник из отдаленной глубинки, где уровень образования оставляет желать лучшего, успешно сдав Единый госэкзамен, может поступить в лучшие российские вузы. Выпускник, получивший сертификат с результатами своих экзаменов, может подать документы сразу в несколько вузов, причем для этого ему не нужно сдавать экзамены в каждом.

Другим не менее важным достоинство является объективная оценка результатов тестов. Более широкая система оценки (100 баллов), вместо пятибалльной, позволяет выявить лучших из лучших.

Кроме того, считается, что ЕГЭ позволяет избежать коррупции при поступлении в вузы, а повышающиеся из года в год требования к экзамену повышает качества образования и стимулирует выпускников ввести самостоятельную подготовку к экзаменам.

Преимущества Единого государственного экзамена на лицо, но и здесь есть свои подводные камни, о которых нельзя не сказать.

Недостатки.

ЕГЭ представляет собой тест с вариантами ответов. Таким образом, противники этой системы считают, что выпускник может просто выбрать правильный ответ наудачу или методом исключения.

Кроме того, если в экзамене по математике правильный ответ в большинстве случаев понятен, в заданиях, например, по литературе или другим гуманитарным предметам достаточно спорны и неоднозначны. По многим из них в условиях традиционного экзамена можно вести дискуссию, чтобы доказать свое мнение, но в ЕГЭ можно выбрать только один вариант. Поэтому противники Единого госэкзамена считают, что тесты вместо полноценного экзамена исключают возможность доказать свое мнение, от чего страдает мыслительные и логические навыки.

Однако сторонники ЕГЭ настаивают на том, что в каждом тесте существует часть «С», в которой то и экзаменуемому нужно доказать свою позицию, свое мнение.


Сторонники ЕГЭ настаивают, что система тестирования помогла избежать коррупции при поступлении в вузы и сдачи выпускных экзаменах. Но его противники настаивают на том, что коррупция никуда не далась, а лишь перешла на новый уровень. Некоторые вузы, принимая результаты ЕГЭ, устраивают дополнительные экзамены, во время которых, как говорится, можно «дать на лапу».

Кроме того, каждый год во время экзаменационного периода то и дело появляются сообщения о том, что уже появились в интернете никому не известными путями. Нередки случаи, когда учителя проходят тесты вместо своих учеников.

Ну и наконец, главный аргумент против ЕГЭ. Фактически во время проверки тестов оценивается, правильный ответ дал экзаменуемые или ошибся. Таким образом, даже неодаренный выпускник может успешно сдать экзамен, просто угадав правильные ответы. В то же время нередки случаи, когда действительно одаренные, эрудированные дети заваливают экзамен. То есть проверить эрудицию при помощи сухих тестов невозможно и часть «С» в тестах, которую так нахваливают сторонники ЕГЭ, не в силах раскрыть одаренность школьника.

Список достоинств и недостатков Единого государственного экзамена можно продолжать бесконечно, причем по-своему правы и те и другие. ЕГЭ, безусловно, является главным билетом выпускника в престижный вуз, где он сможет получить действительно качественное образование. Но при всем при этом эта система, несмотря на все доработки, имеет ряд своих недостатков.

Наверное, сегодня невозможно найти человека, который бы ничего не слышал про Единый Государственный Экзамен, или ЕГЭ. Плюсы и минусы такого тестирования обсуждаются не первый год - на телевидении, в школах, а также в быту. Расскажем о них, но для начала разберемся с историей его возникновения.

Когда был введен ЕГЭ

Мало кто знает, но впервые ЕГЭ был проведен еще в далеком 2001 году. Правда, охватил эксперимент не всю страну, а только несколько республик: Якутия, Чувашия и Марий Эл. Также он применялся в двух областях: Ростовской и Самарской. Уже на следующий год сфера охвата увеличилась - теперь ЕГЭ проводился в шестнадцати регионах России. С каждым годом количество регионов увеличивалось: 47 в 2003 году, 65 - в 2004-м. В результате к 2006 году ЕГЭ сдавали школьники 79 регионов страны, а спустя два года их количество превысило миллион - единый экзамен был введен на территории всей Российской Федерации.

Если с 2001 по 2008 год представители министерства образования в каждом регионе устанавливали перечень предметов, охватываемый ЕГЭ самостоятельно, то позже он был утвержден самим министром.

Что представляет собой единый экзамен

По сути, ЕГЭ является обычным тестом. Школьники получают список вопросов и должны выбрать правильные ответы, указав их в специально выданном бланке.

Полученные ответы не только влияют на оценку по сдаваемым предметам при завершении школы и выдаче аттестата о среднем образовании, но и рассматриваются как основной показатель при поступлении в вузы. Правда, в некоторых институтах, учитывая плюсы и минусы ЕГЭ, сочинение приходится писать (например, при поступлении на факультет журналистики) и дополнительно сдавать некоторые экзамены.

В обязательном порядке выпускник сдает ЕГЭ по русскому языку, а также математике (существует базовый и профильный варианты). Также он может по желанию писать тест по таким предметам, как химия, история, физика, информатика, биология, обществознание, литература, география и иностранные языки. Конкретные предметы выбираются в зависимости от того, в какое именно высшее учебное заведение планирует поступить школьник, опираясь на результаты ЕГЭ.

Правила проведения

Проводится экзамен в специально оборудованных помещениях. Содержание сборников вопросов до последнего остается неизвестным даже лицам, проводящим тестирование - пломбы снимаются в присутствии уполномоченных лиц непосредственно перед раздачей выпускникам.

Вместе со сборником экзаменуемые получают бланк - в него нужно печатными буквами вписать свои данные, а также отметить те варианты ответов, которые школьник считает правильными.

За проведением очень строго следят: используется разнообразные оборудование, привлеченные из других регионов наблюдатели. Любая попытка списывать, использовать шпаргалки, созваниваться со знакомыми или искать ответы в интернете тут же приводит к тому, что экзамен для конкретного лица прекращается, он выводится из аудитории.

Выставление оценок

Говоря про ЕГЭ, плюсы и минусы, присущие ему, стоит отметить и довольно сложную систему выставления оценок: она нужна в первую очередь для того, чтобы заполнить аттестат о среднем образовании.

Для выставления оценок используются первичные и тестовые баллы. Максимальный тестовый балл всегда равен ста. Первичный же переводится в тестовый при помощи определенного коэффициента. Причем для разных предметов он может значительно различаться. К примеру, в 2011 году для экзамена по русскому языку 30 первичных баллов приравнивались к 49 тестовым, в то время как по математике, чтобы набрать 49 тестовых баллов, достаточно было получить 10 первичных.

Разумеется, это не только заметно усложняет процедуру подсчета, увеличивая возможность ошибки, но и серьезно путает школьников, которые и так сильно растеряны и напуганы предстоящей процедурой.

Теперь можно рассказать про плюсы и минусы ЕГЭ.

Потенциальные преимущества

Главным достоинством можно назвать возможность для выпускников сдавать всего один экзамен - он учитывается как при окончании школы, так и при поступлении в вузы. Довольно удобно, ведь до введения Единого Государственного Экзамена им приходилось не только экзаменоваться в школе, но и ехать в приемную выбранного института, чтобы повторно пройти процедуру там.

В теории введение ЕГЭ должно было исключить возможность поступления "по блату" - баллы говорят сами за себя, и только более талантливый ученик, набравший большее количество правильных ответов, может рассчитывать на место в университете. Увы, на практике оказалось совсем иначе - некоторые ученики своевременно получают правильные ответы или даже им позволяется использовать во время экзамена сотовые телефоны, шпаргалки.

При сдаче ЕГЭ оценка идет по 100-балльной шкале, а не по классической 4-балльной. Это позволяет легче проводить грань между отличниками, почти отличниками и преуспевающими хорошистами.

Благодаря единому стандарту появляется возможность легче сравнивать успеваемость в разных городах и регионах.

На этом основные достоинства принятого решения заканчиваются. Но, чтобы объективно оценить плюсы и минусы ЕГЭ и ОГЭ (Основного Государственного Экзамена, сдаваемого после завершения 9-го класса), будет полезно рассказать и о важных минусах.

Очевидные недостатки

О коррупции, процветающей в данной среде, уже было сказано. К тому же преподаватели университетов теперь не имеют возможности выбирать действительно достойных студентов из числа абитуриентов - имея на руках аттестат с высокими баллами, даже человек, заведомо не обладающий высокими умственными способностями, легко поступает в элитный вуз. Правда, в некоторых случаях их позволяют отсортировать дополнительные экзамены, сочинения и эссе - плюсы и минусы ЕГЭ это не затрагивает, но позволяет расширить область влияния экзаменаторов.

Но, по мнению многих экспертов, гораздо хуже то, что новый формат тестирования убивает существующую систему образования. Например, если о преимуществах сдачи экзамена по точным наукам (математика, химия, физика) еще можно поспорить, то плюсы и минусы ЕГЭ по английскому языку, истории и литературе склоняются в пользы последних. Школьнику не нужно знать весь объем школьной программы - достаточно запомнить лишь некоторые точечные факты, что разрушает целостное знание предмета.

Также в некоторых предметах, например обществознании, встречаются довольно спорные вопросы, не имеющие однозначного ответа - при устном экзамене талантливый абитуриент легко обосновал бы свою точку зрению, а при тестировании он должен просто заштриховать один из ответов, надеясь на удачу.

Скандалы, связанные с ЕГЭ

Разумеется, рассказывая про плюсы и минусы ЕГЭ, нельзя не упомянуть череду скандалов, связанных с ним.

Например, в 2010 году в разных регионах страны (Ростовской и Пермской областях, Республике Дагестан) были задержаны сотни учителей, пытавшихся сдать экзамен за учеников, получив за это вознаграждение.

В 2013 году выпускники с Дальнего Востока выложили в интернет бланки с ответами, которыми смогли воспользоваться школьники из других регионов - за счет существенной разницы по часовым поясам.

Очень часто преподаватели вузов жалуются, что среди абитуриентов, приехавших из кавказских республик, многие имеют высокие баллы по русскому языку, но при этом не умеют грамотно писать, а иногда и просто не владеют разговорной речью.

Несмотря на то что Единый государственный экзамен ввели в качестве эксперимента еще в 2001 году, а обязательным выпускным для всех школьников он стал в 2009-м, споры вокруг достоинств и недостатков нововведения не утихают. Против ЕГЭ выступали преподаватели, родители и сами школьники. Открытые письма президенту писали целыми городами, просьбы об отмене реформы подписывали директора школ, научные сотрудники институтов, заслуженные деятели науки и высшего образования, академики и члены-корреспонденты РАН и РАО.

Снова заговорили о ЕГЭ в связи с предложением школьниц об отмене единого экзамена. Во время «прямой линии» с Владимиром Путиным три ученицы одной из школ Петербурга заявили, что выпускной экзамен по билетам позволяет глубже раскрыть знания выпускников, и попросили президента рассмотреть возможность отказа от проведения ЕГЭ. Путин согласился с тем, что система нуждается в совершенствовании. Подобные заявления слышны от чиновников самого разного уровня, но воз и ныне там.

Выгодно, но не для всех

Недостатки ЕГЭ на сегодняшний день ничем не отличаются от тех, о которых говорили год, два или три назад. «Все вызовы, с которыми сталкивается единый экзамен, остались теми же самыми, - уверен первый заместитель председателя Комитета по образованию Госдумы Владимир Бурматов. - Ситуация лишь усугубляется год от года».

Первым и главным недостатком ЕГЭ Бурматов считает коррупцию. «Существует три вида коррупционного бизнеса на ЕГЭ, - объясняет депутат. - Первый вид - существование многочисленных сайтов, которые торгуют якобы актуальными ответами к экзамену, и мы понимаем, что если они эти ответы получают, то каким-то образом связаны с теми, у кого хранится база ответов, то есть с чиновниками Министерства образования. Еще один вид такого бизнеса - существование компаний, которые занимаются так называемой гарантированной подготовкой к ЕГЭ. Недавно мы поймали за руку замминистра образования Климова, который пришел в свое рабочее время участвовать в презентации одной из таких коммерческих компаний».

Решебники - тоже способ коррупции на ЕГЭ. Владимир Бурматов приводит пример: «Можно зайти в любой книжный магазин и увидеть решебники к ЕГЭ, авторами которых являются сами чиновники Минобра, они сами ставят себе на эти пособия грифы подведомственных им организаций, а издательства готовы платить огромные деньги за то, чтобы продавать эти решебники, ведь на них стоит гриф. Это, как минимум, статья о конфликте интересов».

Демонстрация работы системы видеонаблюдения за ходом проведения ЕГЭ в школах города в Центре управления сетями связи. Фото: Светлана Холявчук / ТАСС

Действительно, такие пособия продаются в книжных магазинах, огромное количество решебников к ЕГЭ предлагают и книжные интернет-магазины. К примеру, бестселлер одного крупного онлайн-ритейлера для подготовки к экзамену - «Русский язык. 11 класс. 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ». Автор пособия - Бисеров Александр Юрьевич, занимающий должность заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Подготовиться к экзамену по пособию высокопоставленного чиновника обойдется в 252 рубля - неплохая цена за издание в мягкой обложке на газетной бумаге.

На проведение экзамена год от года тратятся все более баснословные суммы. В экспертном докладе, подготовленном общественным движением «Обрнадзор», приводятся следующие цифры: в прошлом году из федеральной части бюджета на организацию и проведение ЕГЭ-2014 была выделена рекордная сумма в 1 240 643 800 рублей, что в четыре раза больше, чем в 2013 году.

Тем не менее уровень организации изменился несильно. «На ЕГЭ мы с вами тратим уже больше миллиарда рублей в год. Количество скандалов и нарушений увеличивается с каждым годом, несмотря на эти беспрецедентные меры. Между тем эти деньги достают из нашего с вами кармана», - комментирует Владимир Бурматов.

Убийственный экзамен

Мы уже как будто привыкли к страшному факту: с конца мая средства массовой информации начинают писать о волне самоубийств учеников выпускных классов. Кто-то не сдал экзамен, кто-то сдал, но не дождался результатов. «Посмотрите, ЕГЭ проходит у нас в режиме войсковой спецоперации, это не преувеличение, это действительно так. Дежурят участковые, стоят рамки металлоискателей, повесили видеокамеры, в классах наблюдатели, школьников под конвоем водят в туалет. Вокруг этого нагнетается совершенно невероятная истерика», - отмечает Бурматов.

Правила сдачи экзамена меняются буквально каждый год. Система отлаживается, а школьники в это время и, что немаловажно, учителя просто не успевают адаптироваться.

Влияние на образование

Обсуждение разрушительных последствий ЕГЭ для образования уже стало банальностью. «Есть такой закон: в пределах одного задания невозможно проверить достижение разных целей, - комментирует Александр Абрамов, кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАО. - Выпускной экзамен - это проверка на наличие элементов общей культуры, а поступление в вуз - это проверка уровня предпрофессиональной подготовки, то есть в рамках этого экзамена решается совершенно другая задача».

Эксперты считают, что нельзя принимать в университет человека, знания которого проверили с помощью теста. «Все университеты мира помимо национальных тестов проводят свои собственные университетские испытания, - рассказывает декан факультета истории, политологии и права РГГУ, профессор Александр Логунов. - Вас отсеют по баллам во время подачи документов, но если хотите учиться в высшем заведении, напишите еще и вступительную работу».

Ученики перед сдачей ЕГЭ по английскому языку в одной из школ Москвы. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Логунов добавляет, что тестирование выявляет лишь две вещи: «информационный запас школьника и способность быстро вспомнить нужный факт. Ничего больше с помощью теста вы не проверите», - уверен эксперт.

«ЕГЭ демонстрирует падение качества образования, становится индикатором того, что в школах стали хуже учить, - говорит Бурматов. - Классическим примером этого является вынужденное снижение минимальных баллов по русскому и математике в прошлом году. Кроме того, сейчас ввели базовый и профильный экзамен по математике, потому что некоторые одиннадцатиклассники не способны решить задачу для шестого класса».

На сайте Рособрнадзора пишут, что «экзамен базового уровня не является облегченной версией профильного, он ориентирован на иную цель и другое направление изучения математики». Как пишет в своей колонке генеральный директор журнала «Эксперт», декан Высшей школы журналистики Александр Привалов, «уже многие весельчаки провели нехитрый эксперимент: дали экзаменационные выпускные тесты младшеклассникам, а то и дошколятам (тут с оговоркой - одаренным). Результат, говорят, всегда один и тот же: на тройку набирает большинство детей».

Речь идет именно о тесте базового уровня по математике. Выпускникам школы, будущим студентам университетов, предлагают решить следующую задачу: «ЕГЭ по физике сдавали 25 выпускников школы, что составляет треть от общего количества выпускников. Сколько выпускников этой школы не сдавали экзамен по физике?»

Подменяются учебные цели - вместо полноценного обучения одиннадцать лет школы превращаются в подготовку к «самому главному тесту». «Я недавно увидел книгу "Готовимся к ЕГЭ" для второго или третьего класса, - рассказывает Бурматов. - Выхолащивание образования начинается уже с начальной школы, это, конечно, безобразие. Единый экзамен - всего лишь способ проверки знаний, и никакого натаскивания на ЕГЭ с первого класса быть не должно».

Президент отметил во время «прямой линии», что Минобрнауки пытается корректировать слабые стороны единого экзамена, в школу возвращено выпускное сочинение, ведущим российским вузам дано право проводить собственные экзамены и учитывать результаты олимпиад школьников при зачислении абитуриентов. Экспертам кажется, что этого недостаточно.

«Я, в отличие от Владимира Владимировича, полагаю, что совершенствование, к которому он призывает, процесс бессмысленный, - делится Александр Абрамов. - Потому что улучшить экзамен при такой структуре и таких взглядах невозможно. Путин употребил слово "начетничество", и действительно, мы готовим ленивых малограмотных начетчиков, так что последствия будут жуткие».