Презентация для начальных классов "оказание первой медицинской помощи". Классный час «Оказание первой медицинской помощи Классный час тему оказание первой помощи

Внеклассное воспитательно-обучающее мероприятие для школьников

Сценарий внеклассного мероприятия "Азы оказания первой медицинской помощи"

Цель: Формирование знаний по оказанию первой медицинской помощи при различных видах травм.
Задачи:
1.Образовательные – формирование умений различить виды ран, кровотечений, обрабатывать раны, накладывать повязки, жгут.
2.Коррекционно- развивающие- через практическую деятельность развивать мышление, память, мелкую моторику; развивать умение ориентироваться в экс-тремальных ситуациях.
3.Воспитательные
- Воспитывать культуру безопасности жизнедеятельности; формировать ответственное отношение к своему здоровью.
Оборудование : мультимедийная презентация, шины, жгут, аптечка первой медицинской помощи, манекен, бинты, памятка вызова скорой помощи.

Ход мероприятия

Ведущий 1 : Здравствуйте, уважаемые гости, взрослые и дети. Сегодня мы собрались не на развлекательное, а на познавательное мероприятие, на котором полученные знания сохранят жизнь вам и людям, находящимся рядом с вами.
Ведущий 2: Все мы живем и радуемся жизни, не задумываясь, что с кем-то сейчас возможно происходит несчастный случай и вряд ли кто- то из вас подумает, что это может произойти с любым из нас. Но чтобы не случилось, в любой экстремальной ситуации человек должен знать, как себя вести. Учиться этому надо с детства. Ведь от того, как поведет себя человек в той или иной ситуации, часто зависит его здоровье, а порой и жизнь.
Ведущий 1: Ребята, мало кто знает, как правильно оказывать первую медицинскую помощь. А когда несчастье уже произошло, многие нередко теряются, совершают ошибки, упускают драгоценное время. Важно, чтобы каждый человек, в том числе и школьник, знал основные правила оказания первой медицинской помощи.
Ведущий 2: Сегодня мы будем учиться оказывать первую медицинскую помощи в тех ситуациях, которые могут произойти в жизни: при ожогах, отравлении, ударом тока, обморожении, переломах.
Ведущий 1: Помогут нам в этом наши гости из Лабинского медицинского кол-леджа: Коваленко Ирина Васильевна и ее студенты. Но сначала выясним. А что знают школьники про первую медицинскую (еще ее называют доврачебной) по-мощь:

1.Что делать, если обжегся
Никогда места ожогов
Пальцами не надо трогать,
И нельзя волдырь ужасный
Мазать спиртом или маслом.
На ожог на коже сильный
Можно класть лишь бинт стерильный.

2.Что делать с сильным ушибом
Если стукнулся ты больно,
Это вовсе не прикольно,
Приложи к ушибу лед,
И синяк быстрей пройдет.

3.Что делать, если покусали насекомые
Покусал комар иль гнус?
Не расчесывай укус.
И не мажь зеленкой с йодом,
А промой раствором соды.

4.Что делать, если ужалила пчела
Вдруг ужалила пчела?
Это скверные дела!
Чтоб еще больней не стало,
Удали пинцетом жало.

5.Что делать, если укусил клещ
Суетясь и вереща,
Не спасешься от клеща.
Убивать его опасно,
Ведь он может быть заразным.
Ты его за зад схвати
И не дергай, а крути.

6.Что делать, если укусила собака
Если вдруг собака злая
На тебя несется с лаем,
Не пытайся убежать,
А скажи ей: «Фу! Лежать!»
Страх свой ей не покажи
И руками не маши!

Если всё ж ввязался в драку
И покусан злой собакой,
Зря не жалуйся, не ной,
Рану поскорей промой,
А потом иди в больницу,
Там расскажут, как лечиться!

7.Что делать, если кто-то упал с высоты
Кто-то с высоты упал?
Иль в аварию попал?
Чтоб ему не стало хуже,
Поднимать его не нужно.
На спину переверни
И в больницу позвони.

8.Что делать при ранении
Если хлещет кровь из раны,
То отчаиваться рано.
Кровь темна – бинтуй потуже,
Если алая – жгут нужен.

Коль торчит из раны что-то,
Доставать – врача забота,
Если вынешь сам, тогда
Больше причинишь вреда.

9.Что делать, если кого-то ударило током
Если больно и жестоко
Дернуло кого-то током,
То на помощь не бросайся
И руками не касайся.
Ток через него идет,
Тронешь, самого убьет.
Прежде, чем его лечить,
Ток весь надо отключить,
Или провод от бедняжки
Отодвинуть деревяшкой.

Ведущий 2:
После оказания вами первой помощи нужно обязательно позвонить по телефону … «03». И сейчас мы посмотрим, сможете ли вы в экстремальной ситуации вызвать скорую помощь.

Игра «Примите вызов»
Ученик подходит, вытягивает одно из заданий напечатанное на листке бумаги со случившейся ситуацией, набирает номер «03», по которому должен сообщить о случившемся. (Нужно назвать: свою фамилию, адрес, где сейчас находится по-страдавший, что случилось).
(Выдается образец алгоритма вызова скорой помощи).

Ведущий 1: Игра «Собери аптечку»
Здесь вы узнаете, какие необходимые предметы и лекарства по оказанию первой медицинской помощи должны лежать в домашней аптечке. Для этого участники игры должны за 1 мин. собрать аптечку первой помощи. (возле каждого лекарства и предмета лежит бумажка с надписью действия данного препарата). Участвуют по двое школьников.
Ведущий 1. Прежде чем выпить лекарство сначала нужно обратить внимание на название, срок годности, инструкцию по применению.

Практическая работа. Определение срока годности лекарств.
Ведущий 2: Вы прошли теоретический курс медицины, а сейчас пора узнать, как на практике помочь человеку, с которым случился несчастный случай. Помогут нам в этом наши гости:
1. Первая помощь при переломе.
2.Первая помощь при артериальном и венозном кровотечении.
3.Первая помощь при ожогах.
4. Первая помощь при отравлении.
5. Первая помощь при ударе током.
6. Первая помощь при ранах и порезах.
(с использованием презентации)

Итоги мероприятия
Вопросы для зрителей:
1. Сколько градусов нормальная температура тела человека? (36,5 или 36,6* С)
2. Номер телефона, по которому нужно звонить, чтобы вызвать скорую помощь? (03 или 003 (сотовый)
3. Какое кровотечение считается наиболее опасным? (артериальное)
4. Чтобы остановить очень сильное кровотечение, выше раны накладывается… (жгут)
5. Первая помощь при остановке сердца. Сколько надавливаний на грудину нужно производить между вдуваниями, если спасатель один? (15-16)
6. Что нельзя делать при ожоге, когда кожа покрывается пузырями? (прокалывать их)
7. Нужно ли снимать пострадавшему одежду при переломе ноги? (нет)
8. Первая помощь при открытом переломе. Что накладывается вначале: шина или повязка? (Повязка)
9. Какое правильное положение кистей и пальцев во время прямого массажа сердца? (Правая кисть накладывается на левую, большой палец левой руки должен быть внизу)

Ведущий 1: Всем спасибо за внимание! Будьте предельно осторожны во всем, внимательны и добры к близким, всегда оказывайте помощь людям, которые в ней нуждаются.

Музыкальная заставка.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя образовательная школа д. Кебячево

Муниципальный район Аургазинский район РБ

Классный час:

«Оказание первой помощи при несчастных случаях»

Организовал и проводил

учитель физической культуры

Фёдоров В.М.

Кебячево- 2013

Оказание первой помощи при несчастных случаях.

Цель: учить детей при необходимости самим оказывать себе помощь. Научить оказывать первую помощь при порезах, ссадинах, ушибах.

Оборудование: марлевая повязка, йод, компресс, лед, мыло, стакан с водой.

Ход занятия.

Учитель: Почему надо знать и беречь свое тело? Что необходимо делать, если у вас возникла проблема со здоровьем? В каких случаях вы обратитесь к взрослому? К врачу?

Основная часть. Постановка учебной задачи.

Учитель: Вы все знаете этого замечательного героя. Каждый раз с ним случаются разные неприятности. Как вы думаете, почему?

На доску вывешиваются три иллюстрации:

    Незнайка порезался.

    Незнайка оборвал коленку.

    У Незнайки на лбу шишка.

А вы попадали в подобные ситуации? Какую первую помощь необходимо себе оказать?

Сегодня на занятии мы обсудим правила оказания первой помощи при ссадинах, порезах и ушибах.

Открытие детьми нового

Ссадины и порезы

Правила:

    Промой рану чистой проточной водой с мылом.

    Если кровь идет очень сильно, зажми пораженный участок пальцами, используя кусок марли или чистой носовой платок. Надавливай им на рану, не отпуская.

    Если рана глубокая, нужно закрыть ее повязкой и отправиться в ближайшую поликлинику.

    Не лей в рану йод, спирт и другие лекарства: они могут вызвать химический ожог.

Ушибы

Учитель: Иногда после падения на коже появляются синяк. Это ни что иное, как кровоизлияние в кожу или подкожные ткани. Часто синяки проходят быстро и незаметно. Но иногда кровоизлияние бывает довольно сильным и приводит к появлению на коже большого вздутия- гематомы. В этом случае лучше сразу обратиться к врачу. Но если такой возможности, нужно уметь оказать пострадавшему первую медицинскую помощь.

Правила:

    Приложить лед к месту ушиба. При этом нельзя держать лед более 10-15 минут, так как это может вызвать ожог кожи.

    Лед можно заменить холодными компрессами.

    Приложить ладонь к месту ушиба и надавливать на ушибленное место 10-15 минут.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

Учитель предлагает детям несколько предметов: марлевую повязку, йод, компресс, лед, мыло, стакан с водой.

Учитель: Какие из предметов вы выберете для оказания медицинской помощи? Объясните свой выбор.

После ответов детей учитель подводит итог занятия.

Какими правилами оказания первой помощи вы воспользуетесь при ссадинах, порезах и ушибах?

В каком случае необходимо обратиться к врачу?

Классный час: «Что ребятам надо знать что бы травмы избежать!» Цель: Снижение и предупреждение травматизма в школе среди учащихся. Задачи: Повторение и закрепление правил жизнебезопасности на дорогах, в школе, в быту. Повторение и закрепление навыков оказания первой медицинской помощи при ожогах, ссадинах, переломах и других несчастных случаях. Воспитывать чувство коллективизма, бережное отношение друг к другу, взаимовыручку. 1 Орг. момент. Дети сидят за партами. — Положите руки в удобное положение. Закройте глаза, слушайте мои слова и мысленно рисуйте себе картины, которые будут ассоциироваться с этими словами. Солнце. Весна. Мир. Улыбка. Добро. Дружба. — Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже: на солнышко или на темную тучу? — С таким настроением надо каждый день приходить в школу. И все будет в школе в полном порядке если вы будете соблюдать правила поведения.

Классный час «оказание первой медицинской помощи»

Сначала запомни несколько общих рекомендаций: первым делом обязательно сообщи кому-либо из взрослых о несчастном случае; если нужно - кричи, громко зови на помощь; как можно скорее вызови скорую медицинскую помощь сам или попроси об этом кого-нибудь; если в результате несчастного случая человек потерял сознание - не пытайся перемещать его: это может ухудшить его состояние. Пострадавшему лучше всего лежать на спине так, чтобы ноги были немного выше, чем туловище.

Его голова должна оставаться слегка запрокинутой; чтобы помочь пострадавшему легче дышать, расстегни его воротник, развяжи галстук, ослабь туго затянутый пояс. Порезы и ссадины. Что делать при порезах и ссадинах.


Первая помощь Промой ранку чистой проточной водой с мылом. Удали загрязнения с помощью ваты, салфетки или туалетной бумаги.


Неглубокие порезы и ссадины обработай раствором йода, спирта или перекисью водорода.

Классный час «первая медицинская помощь при травмах»

Важно

Если КТО-ТО тонет. Увидев тонущего человека, громко позови на помощь. Самостоятельно оказывать помощь тонущему человеку можно только в том случае, если ты умеешь хорошо плавать и обучен технике спасания. Помни, что утопающий цепко хватается за всё, что находится рядом с ним, и может утащить тебя под воду. При спасении утопающего подплывать к нему следует сзади.


Внимание

Ilравильнее всего хватать его за волосы или подмышки. Переверни утопающего вверх лицом и плыви к берегу, не давая ему схватить себя. После того как утопающий вытащен на берег, необходимо.


прежде всего удалить попавшую в его дыхательные пути воду, освободить полость рта от водорослей и не допустить переохлаждения. Сними с пострадавшего мокрую одежду, укрой его одеялом, полотенцем или сухой одеждой. Разотри его конечности сухими руками. Вызови врача скорой помощи.

Классный час "оказание первой медицинской помощи"

Следить за состоянием пострадавшего и до прибытия скорой помощи не оставлять одного. (Чтобы избежать осложнений при лечении, необходимо предпринять меры для устранения шокового состояния и обморока пострадавшего.) Оказание первой помощи при ушибах. 1 Осмотр пострадавшего. 2 Выяснение состояние пострадавшего. Необходимо узнать, как себя чувствует больной. 3 Сообщить учителю. Вызвать при необходимости врача или скорую помощь. 4 Чтобы избежать осложнений при лечении, нужно приложить холодную повязку или охлаждающую грелку к месту ушиба. (При необходимости использовать нашатырный спирт.) 5 Следить за состоянием пострадавшего и до прибытия врача или скорой помощи не оставлять одного. Оказание первой помощи при ссадинах. 1 Осмотр пострадавшего.
2 Выяснение состояние пострадавшего. Необходимо узнать, как себя чувствует больной. 3 Сообщить учителю.

Классный час «бытовой травматизм» (3 класс)

Попадание ИНОРОДНЫХ тел в глаза, УШИ ИЛИ НОС.Инородные тела — это всё, что не принадлежит твоему телу. В глаза, уши и нос могут попасть частички пыли, осколки стекла и другие мелкие предметы. Если инородное тело попало в глаз, нельзя тереть глаза пальцами или пытаться вынуть его кончиком носового платка — можно повредить нежную оболочку глазного яблока.Нельзя использовать вату и острые предметы. Попытайся, оттянув веко, промыть глаз под струёй чистой воды. Если инородное тело попало в глаз и его не удаётся вынуть самостоятельно более двух часов, необходимо обратиться к врачу-травматологу. Нельзя оставлять инородное тело в глазу на ночь — может возникнуть сильное воспаление, которое потом придётся долго лечить. При попадании в глаза химического вещества пострадавший может ощущать жжение в глазах, слезотечение, боль, отёчность век и даже ослабление зрения.

Неверный запрос ошибка 400

Нельзя касаться пострадавшего, находящегося под действием тока руками.) 2 Осмотр пострадавшего. (Внешние повреждения необходимо закрыть стерильной повязкой.) 3 Выяснение состояние пострадавшего. (Необходимо узнать, как себя чувствует больной.) 4 Сообщить учителю или вызвать скорую помощь. 5 Следить за состоянием пострадавшего и не оставлять одного. (Чтобы избежать осложнений при лечении, можно дать пострадавшему болеутоляющие либо успокаивающие средства.) Главное при оказании помощи при переломе: 1 Ни в коем случае нельзя трогать и вправлять повреждения конечностей самостоятельно. 2 Выяснение состояние пострадавшего. (Необходимо узнать, как себя чувствует больной.) 3 Сообщить учителю или вызвать скорую помощь. 4 Обеспечить пострадавшему удобное, в зависимости от ситуации положение. Полный покой и неподвижность пострадавшего и места перелома костей.

Оказание первой помощи при травмах и несчастных случаях

Вы их не забыли? Давайте проверим! — Я начну, а вы продолжите; На уроке будь старательным, Будь спокойным и …(внимательным). Всё пиши, не отставая, Слушай не …(перебивая). Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё …(понятно).
Если хочешь отвечать, Надо руку … (поднимать). На математике считают, На перемене … (отдыхают) Будь прилежен на уроке. Не болтай: ты не … (сорока). Если друг стал отвечать, Не спеши … (перебивать).

А помочь захочешь другу – Подними спокойно … (руку). Знай: закончился урок, Коль услышал ты … (звонок). Когда звонок раздался снова, К уроку будь всегда … (готовым).

Чтоб не тревожились врачи, На переменах не … (кричи). — Но иногда дети забывают эти правила и тогда случаются травмы. Об этом мы сегодня и поговорим.
Коза: Это я не занимаюсь? Это мало я стараюсь? Порядок дома навожу, Целый день варю, стираю, Подметаю, прибираю. Минутки нет, чтоб отдохнуть, Ночью некогда вздремнуть.

Я кормлю их очень вкусно, Что попросят – все куплю. Обуваю, одеваю, Только этим и живу. С базара я иду опять, Вот корзина не поднять! Все обновки для ребят– Дорогих моих козлят.

Волк: В этом вся твоя печаль? Мне твоих козляток жаль! Слезы, чтоб потом не лить, Правила жизнебезопасности Всем надо повторить! 5 Стихи о правилах жизнебезопасности. Звонит звонок на перемену, Чтоб отдохнул ты непременно, Ждёт тебя другой урок – Будь готов к нему, дружок! В коридоре мы должны Держаться правой стороны, К тому же, я считаю лично, Кричать в школе неприлично! По школе ты ходи спокойно, По классу тоже не беги, Всегда веди себя достойно, Своё здоровье береги! В нашей школе каждый класс Знает точно свой этаж.

Классный час на тему оказание первой помощи при травмах 3 класс

Группа №4 1.Расставить в правильном порядке действия при оказании первой помощи. 2.Выбрать двух человек для показа перед классом действий при первой помощи. Оказание первой медицинской помощи при уколах, занозах. — обработать рану йодом или зелёнкой — надавить пальцем на занозу и вытаскивать пинцетом за кончик — при необходимости обратиться к врачу — при необходимости положить повязку или лейкопластырь Группа №5 1.Расставить в правильном порядке действия при оказании первой помощи. 2.Выбрать двух человек для показа перед классом действий при первой помощи. Оказание первой медицинской помощи при переломах.
Первая помощь при ударе током Не дотрагивайся до человека, поражённого электрическим током до тех пор, пока он находится в контакте с электричеством. Если ты прикоснёшься к нему, то и сам получишь удар током.
Если несчастье случилось в помещении, немедленно выключи электричество. Если электрический провод всё ещё соприкасается с телом пострадавшего, возьми сухую палку или деревянную рукоятку швабры и её концом отбрось от него провод. Вызови врача скорой медицинской помощи - поражение электрическим током может иметь очень тяжёлые последствия. Что делать если кто-то тонет Увидев тонущего человека, громко позови на помощь. Самостоятельно оказывать помощь тонущему человеку можно только в том случае, если ты умеешь хорошо плавать и обучен технике спасания. Помни, что утопающий цепко хватается за всё, что находится рядом с ним, и может утащить тебя под воду.
Но тебе, конечно, будет интересно узнать, как это делается. Искусственное дыхание может спасти жизнь человеку, который захлебнулся в воде, отравился газом, получил сильный солнечный или электрический удар, а также если остановка дыхания наступила во время сердечного приступа. Вот как делается искусственное дыхание «изо рта в рот»: пострадавшего нужно положить на спину, а его голову слегка запрокинуть так, чтобы подбородок был направлен вверх; необходимо расстегнуть одежду пострадавшего, стесняющую его дыхание; оказывающий помощь должен зажать пальцами ноздри пострадавшего; плотно прижать свои губы к раскрытым губам пострадавшего и сильно выдохнуть; после сильного выдоха продолжать зажимать пальцами ноздри пострадавшего; через 5 секунд снова приложить свои губы к губам пострадавшего и сделать такой же выдох в его рот.
Что за грохот, что за шум? Стены все качаются! Здесь Мазилка и Дразнилка Дерутся и бодаются. 4 коз. В коробке спят сестрички — Это маленькие спички. Сейчас огонь мы разведем И играть с тобой начнем! (Волк стучится. Ему резко открывают. Он входит, потирая лоб.) Волк: Нет, нет! Нельзя играть с огнем! 5 коз. Коли волк бы не глазел В скважину замочную, То на лбу бы не имел Шишку крупноблочную. Волк: Неужели вам не ясно? Травматизм – всегда опасно! Все больные здесь и я! Всем в лечебницу пора! (Козлята с волком отправляются в лечебницу) 4 Работа в группах Учитель: Какие травмы получили козлята и почему? (Вывешиваются плакаты: переломы, ушибы, ссадины, термические ожоги, электрические ожоги) — Где дети могут получить такие травмы? — Вы знаете какую первую медицинскую помощь необходимо оказать при данных травмах? — Сейчас проверим! Работа в группах.

Классный час на тему: Основы безопасности

Беседа-диалог «Оказание первой помощи при несчастных случаях»

Цель:

Информирование учащихся об основных способах оказания первой домедицинской помощи для приобретения навыков выживания в экстремальных условиях.

Ход классного часа

Информация для классного руководителя.

Первая помощь при ранениях

Раной называется повреждение, при котором нарушается целостность кожных покровов, слизистых оболочек, а иногда и глубоких тканей. Раны могут быть огнестрельными, резаными, рублеными, колотыми, ушибленными, рваными, укушенными.

На все раны накладывают стерильные повязки, представляющие собой перевязочный материал, которым закрывают рану. Процесс наложения повязки на рану называется перевязкой. Повязка состоит из двух частей: внутренней, которая соприкасается с раной, и наружной, которая закрепляет и удерживает повязку на ране. В качестве перевязочного материала применяются марля, вата, лигнин, косынки. Оказывающий помощь при ранениях должен вымыть руки или смазать пальцы настойкой йода. Прикасаться к самой ране, а также к той части повязки, которая должна быть наложена непосредственно на рану даже вымытыми руками не допускается. Для перевязки можно использовать чистый носовой платок, чистую ткань и т. п. Накладывать вату непосредственно на рану нельзя. Если не требуется давящая повязка, то рану бинтуют не очень туго, чтобы не нарушить кровообращение, и не слабо, чтобы повязка не спадала.

Первая помощь при кровотечениях

Кровотечения могут быть наружными и внутренними. Среди наружных кровотечений чаще всего бывают кровотечения из ран; капиллярное, венозное, артериальное, смешанное.

В зависимости от вида кровотечения и имеющихся при оказании первой помощи средств осуществляют временную или окончательную его остановку. Временная остановка наружного артериального кровотечения достигается путем прижатия поврежденных сосудов к кости пальцами, наложением жгута или закрутки, фиксированием конечности в положении максимального сгибания или разгибания в суставе. Временная остановка наружного, венозного и капиллярного кровотечения проводится путем наложения давящей стерильной повязки на рану и придания поврежденной части тела приподнятого положения по отношению к туловищу. Окончательная остановка артериального, а в ряде случаев и венозного кровотечения проводится при хирургической обработке ран. Самый доступный и быстрый способ временной остановки артериального кровотечения — прижатие артерии выше места ее повреждения пальцами. Наложение жгута (закрутки) — основной способ временной остановки кровотечения при повреждении крупных артериальных сосудов конечностей. Жгут накладывают выше места кровотечения, ближе к ране, на одежду или мягкую подкладку из бинта, чтобы не прищемить кожу. Его накладывают с такой силой, чтобы остановить кровотечение. Время наложения жгута с указанием даты и времени (часа и минут) отмечают в записке, которую подкладывают на виду под ход жгута. Жгут на конечности следует держать не более 1,5—2,0 часов во избежание омертвения конечности ниже места наложения жгута.

Первая помощь при переломах

Переломы могут быть закрытыми, открытыми. При закрытых переломах не нарушается целостность кожных покровов, при открытых — в месте перелома имеется рана. Наиболее опасны открытые переломы. Различают переломы без смещения и со смещением костных отломков.

Основным правилом оказания первой помощи как при открытом переломе (после остановки кровотечения и наложения стерильной повязки), так и при закрытом переломе является иммобилизация (создание покоя) поврежденной конечности, для чего используются готовые шины, а также подручные материалы: палки, доски, линейки, куски фанеры и т. п. При закрытом переломе шину накладывают поверх одежды. К месту травмы необходимо прикладывать «холод» (резиновый пузырь со льдом, снегом, холодной водой, холодные примочки и т. п.) для уменьшения боли.

При переломе конечностей шины накладывают так, чтобы обеспечить неподвижность по крайней мере двух суставов — одного выше, другого ниже места перелома, а при переломе крупных костей — даже трех. Фиксируют шину бинтом, косынкой, поясным ремнем и т. п.

При переломе костей черепа пострадавшего необходимо уложить на спину, на голову наложить тугую повязку (при наличии раны — стерильную) и положить «холод», обеспечить полный покой до прибытия врача.

При повреждении позвоночника осторожно, не поднимая пострадавшего, подсунуть под его спину широкую доску, дверь, снятую с петель, или повернуть пострадавшего лицом вниз и строго следить, чтобы при переворачивании его туловище не прогибалось во избежание повреждения спинного мозга.

При переломе костей таза под спину пострадавшего подсунуть широкую доску, уложить его в положение «лягушка», т. е. согнуть его ноги в коленях и развести в стороны, а стопы сдвинуть вместе, под колени подложить валик из одежды.

При переломе ключицы положить в подмышечную впадину с поврежденной стороны небольшой комок ваты, прибинтовать к туловищу руку, согнутую в локте под прямым углом, подвесить руку к шее косынкой или бинтом.

При переломе ребер необходимо туго забинтовать грудь или стянуть ее полотенцем во время выдоха.

Первая помощь при ушибах

При ушибах к месту ушиба нужно приложить «холод», а затем наложить тугую повязку. Не следует смазывать ушибленное место настойкой йода, растирать и накладывать согревающий компресс. При сильных ушибах груди или живота могут быть повреждены внутренние органы: легкие, печень, селезенка, почки, что сопровождается сильными болями и нередко внутренним кровотечением. В этом случае необходимо на место ушиба положить «холод» и срочно доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

Первая помощь при вывихах

При вывихах, оказывая первую помощь, не нужно, пытаться вправить вывих, это обязанность врача. При вывихах в суставах создают покой путем иммобилизации конечностей. При вывихах в крупных суставах — тазобедренном, коленном, плечевом, а также в межпозвонковых суставах рекомендуется ввести пострадавшему противоболевое средство. При вывихах в межпозвонковых суставах пострадавшего можно транспортировать только лежа на спине на твердом щите.

Первая помощь при ожогах

Ожоги бывают термические и химические. По глубине поражения все ожоги делятся на 4 степени: первая — покраснение и отек кожи; вторая — водяные пузыри; третья — омертвление поверхностных и глубоких слоев кожи; четвертая — обугливание кожи, поражение мышц, сухожилий и костей.

При оказании пострадавшему первой помощи при термических ожогах во избежание заражения нельзя касаться обожженных участков кожи или смазывать их мазями, жирами, маслами, вазелином, присыпать питьевой содой, крахмалом и т. п. Нельзя вскрывать пузыри, удалять приставшие к обожженному месту смолистые вещества. При небольших по площади ожогах первой и второй степеней нужно наложить на обожженный участок кожи стерильную повязку. При тяжелых и обширных ожогах пострадавшего необходимо завернуть в чистую простыню или ткань, не раздевая его, укрыть потеплее, напоить теплым чаем и создать покой до прибытия врача. Обожженное лицо необходимо закрыть стерильной марлей.

При химических ожогах глубина повреждения тканей в значительной степени зависит от длительности воздействия химического вещества. Пораженное место необходимо сразу же промыть большим количеством проточной холодной воды из-под крана в течение 15—20 минут. Если кислота или щелочь попали на кожу через одежду, то сначала надо смыть ее водой с одежды, после чего промыть кожу. После промывания водой пораженное место необходимо обработать соответствующими нейтрализующими с растворами, используемыми в виде примочек (повязок). При ожоге кислотой делаются примочки (повязки) раствором питьевой соды (одна чайная ложка соды на стакан воды). При ожоге кожи щелочью делаются примочки (повязки) раствором борной кислоты (одна чайная ложка на стакан воды) или слабым раствором уксусной кислоты (одна чайная ложка столового уксуса на стакан воды).

Первая помощь при отморожениях

Повреждение тканей в результате воздействия низкой температуры называется отморожением. Первая помощь заключается в немедленном согревании пострадавшего, особенно отмороженной части тела, восстановлении в ней кровообращения. Наиболее эффективно и безопасно это достигается, если отмороженную конечность поместить в теплую ванну с температурой воды 20°С. За 20—30 минут температуру воды постепенно увеличивают до 40°С. После ванны (согревания) поврежденные участки необходимо высушить (протереть), закрыть стерильной повязкой и тепло укрыть. Нельзя смазывать их жиром и мазями. Отмороженные участки тела нельзя растирать снегом, так как при этом усиливается охлаждение, а льдинки ранят кожу, что способствует инфицированию (заражению) зоны отморожения. Нельзя растирать отмороженные места также варежкой, суконкой, носовым платком. Можно производить массаж чистыми руками, начиная от периферии к туловищу. При отморожении ограниченных участков тела (нос, уши) их можно согревать с помощью тепла рук. Большое значение при оказании первой помощи имеют мероприятия по общему согреванию пострадавшего. Ему дают горячие кофе, чай, молоко. В зависимости от глубины поражения тканей различают степени отморожения: легкую (1 степень), средней тяжести (2 степень), тяжелую (3 степень) и крайне тяжелую (4 степень). Если еще не наступили изменения в тканях, то отмороженные участки протирают спиртом, одеколоном и осторожно растирают ватным тампоном или вымытыми сухими руками до покраснения кожи. В тех случаях, когда у пострадавшего имеются изменения в тканях, характерные для 2, 3 и 4 степеней отморожения, поврежденные участки протирают спиртом и накладывают стерильную повязку.

Первая помощь при поражениях электрическим током

Электрический ток производит на организм человека термическое, электролитическое, биологическое и механическое (динамическое) воздействие, в результате чего человек может получить травмы, которые условно разделяются на местные, общие и смешанные. Легкие поражения электрическим током характеризуются кратковременным обморочным состоянием. В тяжелых случаях наступают потеря сознания, ослабление дыхания и сердечной деятельности. Смерть может наступить в момент действия электрического тока и после прекращения его действия.

Первоочередным мероприятием при оказании первой помощи пострадавшему является освобождение его от действия электрического тока. После этого пораженного в бессознательном состоянии укладывают на спину, расстегивают воротник рубашки, ослабляют поясной ремень, дают понюхать нашатырный спирт. При остановке дыхания и сердечной деятельности необходимо сделать искусственное дыхание и провести непрямой массаж сердца. На пораженные электрическим током участки тела при возникновении ожога накладывают стерильные повязки.

Первая помощь при тепловом или солнечном ударе

При длительном перегреве происходит прилив крови к мозгу, в результате чего у человека может возникнуть тяжелое заболевание: солнечный или тепловой удар. Пострадавший чувствует внезапную слабость, головную боль, головокружение, может возникнуть рвота, его дыхание становится поверхностным, учащается пульс до 150—170 ударов в минуту, температура тела может повышаться до 40—41°С, возникают покраснение, а иногда бледность кожных покровов лица, обильное потоотделение, шаткая походка.

Первая помощь заключается в следующем: пострадавшего необходимо вывести (вынести) из жаркого помещения или удалить с солнцепека в тень, прохладное помещение, обеспечив приток свежего воздуха. Его следует уложить так, чтобы голова была выше туловища, расстегнуть одежду, стесняющую дыхание, положить на голову лед или делать холодные примочки, смочить грудь холодной водой, дать понюхать нашатырный спирт. Если пострадавший в сознании, нужно дать ему выпить 15— 30 капель настойки валерианы на 1/3 стакана воды. При потере сознания растирают виски нашатырным спиртом, при остановке дыхания необходимо немедленно делать искусственное дыхание пострадавшему, при прекращении сердечной деятельности — непрямой массаж сердца и срочно вызвать врача.

Первая помощь при утоплении

Утопление наступает при заполнении дыхательных путей водой. Вода поступает в бронхи и легкие, прекращается дыхание, развивается острое кислородное голодание и наступает остановка сердечной деятельности. Необходимо как можно раньше извлечь пострадавшего из воды.

При оказании первой помощи пострадавшего необходимо раздеть до пояса, тщательно очистить рот и нос от ила, тины и слизи, положить животом на высокий валик или на свое колено, после чего, надавливая на грудную клетку, удалить воду из легких и желудка. Затем приступить к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца. При восстановлении дыхания и сердечной деятельности пострадавшего необходимо согреть, напоить горячим чаем и доставить в медицинское учреждение.

Вопросы для обсуждения:

1. Приходилось ли вам попадать в ситуацию, в которой необходимо было оказывать первую домедицинскую помощь?

2. Перечислите виды оказания первой домедицинской помощи. Все ли виды перечислены в сегодняшней беседе?

3. Со всеми ли способами оказания первой домедицинской помощи, описанными в сегодняшней беседе, вы согласны?

Мини-итоги классного часа.

Классный час «Походная аптечка – надежный друг. Оказание первой помощи».

5-6 класс.

Цели: расширить круг знаний и умений обучающихся по оказанию первой медицинской помощи, воспитывать ценностное отношение к собственному здоровью, профилактика травматизма.

Оргмомент.

    Актуализация знаний. Ребята, если вы едете куда-то, идете в поход, какие вещи вам будут нужны? А что нужно взять с собой на случай болезни или травмы? (аптечку с лекарствами).

    Практическое задание в группах. Напишите список того, что должно быть в вашей аптечке.

(перевязочный материал: бинт стерильный и нестерильный, лейкопластырь бактерицидный, вата, йод, зеленка, перекись водорода, раствор марганцовки, кровоостанавливающий жгут, активированный уголь, жаропонижающие средства, термометр, сердечные средства, нашатырный спирт, регидрон, валидол, обезболивающие средства).

    Вопрос. Какие виды травм вы знаете? Где и как их можно получить? (ссадины, порезы, ушибы, вывих, перелом, отморожение, солнечный или тепловой удар, отравление, ожог, удар током, укусы насекомых или змей).

    Практическое задание. Вам предложена ситуация с травмой. Выберите, какие действия нужно совершать при данной травме, а какие нет. Для выполнения этого задания на доску учитель вывешивает карточки с написанными на них действиями. Ученик, выполняющий данное задание, должен убрать лишние карточки, пояснив, почему при данном виде травмы нельзя выполнять эти действия.

А) ссадина, порез.

Нужно: промыть рану чистой водой, обработать перекисью водорода, йодом, зеленкой, наложить повязку или пластырь.

Нельзя: обрабатывать рану крепким раствором марганцовки, это может вызвать ожог тканей кожи.

Б) отморожение.

Нужно: дать теплое питье, укутать отмороженные участки ватой и марлей, полиэтиленом, укутать шарфами, платками и др., согревать медленно, постепенно.

Нельзя: растирать отмороженные участки кожи, согревать быстро.

В) укус пчелы.

Нужно: удалить жало, приложить к ранке холод, дать противоаллергические препараты.

Нельзя: использовать для охлаждения сырую землю, песок или глину.

Г) тепловой или солнечный удар.

Нужно: смочить лицо холодной водой, уложить в тень, дать пить подсоленную воду.

Нельзя: протирать лицо нашатырным спиртом.

Д) удар током.

Нужно: освободить пострадавшего от действия электрического тока, сделать искусственное дыхание, вызвать скорую помощь

Нельзя: трогать пострадавшего голыми руками, наносить лекарства на места ожогов током.

Е) перелом, вывих.

Нужно: зафиксировать конечность, наложить шину, дать обезболивающее.

Нельзя: проверять подвижность костных обломков, вправлять вывих или перелом.

    Стадия рефлексии.

Что нового вы узнали на уроке? Было ли вам интересно? Для чего нужны нам полученные сегодня сведения?

промыть рану чистой водой

обработать перекисью водорода, йодом, зеленкой, наложить повязку или пластырь

обрабатывать рану крепким раствором марганцовки

дать теплое питье

укутывать отмороженные участки ватой, марлей, полиэтиленом, шарфами, платками

согревать медленно, постепенно.

растирать отмороженные участки кожи

согревать быстро

удалить жало

приложить к ранке холод

дать препараты от аллергии

использовать для охлаждения сырую землю, песок или глину

смочить лицо холодной водой

уложить в тень

давать пить подсоленную воду

протирать лицо нашатырным спиртом

освободить пострадавшего от действия тока

делать искусственное дыхание

вызвать скорую помощь

трогать пострадавшего голыми руками

нанести лекарства на места ожогов током

зафиксировать конечность

наложить шину

дать обезболивающее

проверить подвижность костных обломков

вправить вывих или перелом