Презентация к уроку "высшая нервная деятельность". Презентация «Высшая нервная деятельность Презентация по биологии высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность (ВНД) нервные процессы, лежащие в основе поведения человека и обеспечивающих приспособляемость к условиям среды. Основоположником учения о ВНД является И.М. Сеченов, в 1863 г вышла его книга "Рефлексы головного мозга". Иван Михайлович полагал, что вся психическая деятельность человека основана на рефлексах.








Условные рефлексы – приобретенные в течение жизни реакции, с помощью которых происходит приспособление организма к воздействиям среды. Безразличный раздражитель должен предшествовать безусловному. Тогда он становится условным. Для образования прочной связи необходимо многократное подкрепление условного раздражителя безусловным. FLASH


Условные и безусловные рефлексы Безусловные Условные * Являются врожденными * Вырабатываются в течение всей жизни * Являются видовыми, характерными для всех особей данного вида * Индивидуальные, формируются на основе личного жизненного опыта * Постоянны и не затухают в течение жизни * Непостоянны, могут исчезать (тормозиться)


Условные и безусловные рефлексы Безусловные Условные * Осуществляются в ответ на определенное раздражение * Формируются на основе безусловных рефлексов * Рефлекторные дуги замыкаются в спинном мозге или подкорковых узлах головного мозга * Осуществляются за счет деятельности коры головного мозга


Торможение рефлексов В коре головного мозга, наряду с процессами возбуждения протекают и процессы торможения. Различают два вида торможения внешнее и внутреннее. 1. Внешнее торможение (безусловное). Наступает в результате действия нового раздражителя. Новый очаг возбуждения тормозит существующий очаг. Например, посторонний шум тормозит у собаки слюноотделение.


2. Внутреннее торможение развивается только в коре. А) Условное - неподкрепление условного раздражителя безусловным. Например: * Если выработанный у собаки рефлекс на свет не подкреплять пищей, то рефлекс ослабевает и исчезает. * Пересыхание водоема, из которого пили животные, приведет к тому, что они перестанут приходить к нему, найдут новый водоем.


Б) Дифференцировка. Если один раздражитель подкреплять, а близкий ему не подкреплять, то условно-рефлекторная реакция возникнет только на подкрепляемый раздражитель. Например, по характеру условного стука в дверь можно определить, кто пришел свои или чужие.


А.А. Ухтомский разработал основы учения о доминанте: в мозге временно господствует какой-то один очаг возбуждения, в результате обеспечивается выполнение одного жизненно важного в данный момент рефлекса. Различают оборонительные, пищевые, половые и другие виды доминант.




Инсайт (от англ. insight – проницательность, проникновение в суть). Обозначает внезапное усмотрение сути проблемной ситуации. В опытах с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия и просто разглядывали предметы вокруг, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению. Так, ставшая знаменитой обезьяна Имо вместо выбирания зерен из песка бросила их смесь в воду, после чего собрала зерна с поверхности.


Первая сигнальная система поставляет информацию непосредственно через органы чувств, вторая сигнальная система связана с восприятием слышимых при произношении или видимых при чтении слов. С развитием второй сигнальной системы появилась возможность сохранять и передавать информацию следующим поколениям, появилась база для развития абстрактного мышления, сознания. «Слово, писал И.П. Павлов, сделало нас людьми». Главное отличие высшей нервной деятельности людей связано с наличием у них речи второй сигнальной системы.















Фазы сна 1) Медленный сон: * Длится минут * Снижается мышечный и сосудистый тонус * Дыхание ровное


2) Быстрый сон: * минут * Сопровождается непроизвольным движением глаз, пальцев * Учащается пульс и дыхание. * В эту фазу человек видит сны, в коре появляются мелкие и быстрые электрические волны.






Бессонница (инсомния) – невозможность заснуть или частые пробуждения среди сна. Причина: стрессы, неврозы, смена частая часовых поясов. Сонливость (гиперсомния), часто объясняется плохим ночным сном. Но есть редкое заболевание – летаргия (человек может проспать несколько лет).


Есть версия, что летаргический сон Николая Гоголя был ошибочно принят за его смерть. К этому выводу пришли, когда при перезахоронении на внутренней обшивке гроба обнаружили царапины, кусочки обшивки были под ногтями Гоголя и изменено положение тела («Перевернулся в гробу»). 30

Данная презентация, применяется при изучении темы- высшая нервная деятельность человека, на уроках биологии в 8 классе. Она включает в себя основные понятия связанные с данной темой, а также тесты на определение различных видов памяти и внимания.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: Высшая нервная деятельность Цели урока: - дать определение высшей нервной деятельности человека и рассмотреть её проявления - охарактеризовать различные проявления высшей нервной деятельности (мышление, речь, память и т.д.) и установить их роль в жизни человека - провести тесты позволяющие оценить характеристики различных видов памяти и устойчивость внимания

Высшая нервная деятельность человека – это деятельность мозга связанная с его психикой. Основные проявления высшей нервной деятельности: Мышление Речь Память Внимание Эмоции Воля

Мышление – высшая ступень познания, процесс опосредованного отражения объективной действительности, устанавливающей связи и отношения между познавательными процессами. Виды мышления: По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое. По характеру задач: теоретическое, практическое По степени новизны и оригинальности: репродуктивное (воспроизводящее), продуктивное (творческое).

Мыслительные операции: Анализ – мысленное разделение предметов и явлений на части. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в целое. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия между ними. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим признакам. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других.

Речь (вторая сигнальная система) – материальная основа мышления. Функции речи: В общении: Коммуникация – передача друг другу определённых сведений, мыслей, чувств. Экспрессия – передача эмоционального отношения к человеку, к которому она обращена. В мышлении: Сигнализация – через слово обозначается предмет, действие, состояние. Обобщение – каждое слово уже обобщает и это позволяет реализоваться мышлению.

Виды речи: Внешняя Общение между людьми при помощи разговора. Внутренняя Направлена на себя. Носит свёрнутый, сокращённый характер. Устная Отличается сокращённым количеством слов и простой грамматической конструкцией Письменная Очень чёткий замысел. Сложная смысловая программа. Аффективная Нет замысла. Очень проста, ограниченна «Ах!», «Ну, погоди!». Диалогическая Речь при которой активны в равной степени все её участники. Монологическая Предъявляет высокие требования к говорящему (доклад, лекция).

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Виды памяти: По длительности сохранения: долговременная, кратковременная оперативная. По преобладанию той или иной модальности: зрительная, слуховая, двигательная. По уровню организации: наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная

Опыт №1 Выявление объёма кратковременной памяти В течении 1 минуты внимательно прочитайте предложенные слова и постарайтесь запомнить их. В течении 5 минут запишите все слова, которые вам удалось запомнить, в любом порядке. Подсчитайте число правильно написанных слов, за каждое правильное слово начислите себе 1 балл. Полученный результат сравните с таблицей и сделайте вывод.

Сено, ключ, самолёт, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолёт

Определение характеристик объёма памяти Число баллов Характеристика памяти 6 и меньше Объём памяти низкий. Желательно регулярно тренировать память. 7-12 Объём памяти чуть ниже среднего. 13 - 17 Объём памяти хороший. 18 - 21 Объём памяти отличный. Свыше 21 Ваша память феноменальна

Опыт №2 Определение объёма зрительной памяти Определите объём своей зрительной памяти: в течении 1 минуты изучите фигуры на рисунке №1, а затем найдите их на рисунке №2. Подсчитайте процент фигур названных правильно.

Рисунок №1

Рисунок №2

Проверка

Показатели зрительной памяти 90 – 100 % - отлично 70 – 90 % - очень хорошо 50 – 70 % - хорошо 30 – 50 % - удовлетворительно 10 -30 % - плохо 0 -10 % - очень плохо

Опыт №3 Изучение устойчивости внимания Внимательно присмотритесь к рисунку на котором изображена проекция усечён- ной пирамиды в течении 30 секунд. При каждом изменении восприятия не глядя в тетрадь делаете штрих. После оконча – ния опыта результат удваиваете и сравниваете с таблицей.

Оценка характера устойчивости внимания Частота изменения изображения Характеристика внимания Не более 11 раз Очень устойчивое 12 -20 раз Средней устойчивости Более 20 раз Недостаточно устойчивое


Высшая нервная деятельность. Рефлексы Высшая нервная деятельность. Рефлексы Задачи: Задачи: Познакомиться с ролью И.М. Сеченова и И.П.Павлова в создании учения в высшей нервной деятельности, Познакомиться с ролью И.М. Сеченова и И.П.Павлова в создании учения в высшей нервной деятельности, Рассмотрим условия образования основных механизмов внд – условных рефлексов, Рассмотрим условия образования основных механизмов внд – условных рефлексов, Познакомиться с Павловской методикой изучения условных рефлексов Познакомиться с Павловской методикой изучения условных рефлексов Установить связь и различие между условными и безусловными рефлексами Установить связь и различие между условными и безусловными рефлексами


Актуализация знаний С каким органом связана высшая нервная деятельность? Головной мозг – вместилище ума, знаний, навыков, опыта. Кажется, чем умнее живое существо, тем больше у него величина мозга. Действительно, у пчёл, муравьёв, кузнечиков он – с булавочную головку и весит лишь несколько миллиграммов, у мышей, белок, воробьёв мозг в сотни раз больше и весит уже около грамма, у кошек, о гораздо больше, чем у мышек, и весит примерно 30 граммов, у собак – 100 граммов, у человекообразных обезьян – 450 граммов и наконец у человека – в среднем 1 килограмм 400 граммов! Вес мозга у слонов- около 5 килограммов, а у крупных китов финвалов – почти 7 килограммов. Головной мозг – вместилище ума, знаний, навыков, опыта. Кажется, чем умнее живое существо, тем больше у него величина мозга. Действительно, у пчёл, муравьёв, кузнечиков он – с булавочную головку и весит лишь несколько миллиграммов, у мышей, белок, воробьёв мозг в сотни раз больше и весит уже около грамма, у кошек, о гораздо больше, чем у мышек, и весит примерно 30 граммов, у собак – 100 граммов, у человекообразных обезьян – 450 граммов и наконец у человека – в среднем 1 килограмм 400 граммов! Вес мозга у слонов- около 5 килограммов, а у крупных китов финвалов – почти 7 килограммов. Выходит, они умнее. Нет, конечно. Дело в том, что мыслительные способности зависят не только от величины мозга, но и от величины … тела. Чем больше вес мозга по сравнению с весом тела, тем живое существо лучше работает головой. Выходит, они умнее. Нет, конечно. Дело в том, что мыслительные способности зависят не только от величины мозга, но и от величины … тела. Чем больше вес мозга по сравнению с весом тела, тем живое существо лучше работает головой. У коровы вес тела больше веса мозга в 1000 раз, у собаки – в 500 раз, у человека – в 50 раз. У кита же мозг и весит 7 килограммов, но зато кит тянет а 21 тонну, то есть он тяжелее своего мозга в 3 тысячи раз. У коровы вес тела больше веса мозга в 1000 раз, у собаки – в 500 раз, у человека – в 50 раз. У кита же мозг и весит 7 килограммов, но зато кит тянет а 21 тонну, то есть он тяжелее своего мозга в 3 тысячи раз. Ум зависит от некоторых участков – серого вещества, где густо сосредоточены нейроны. Чем умнее животное, тем больше у нег серого вещества, больше нейронов в «думающих» участках. Ум зависит от некоторых участков – серого вещества, где густо сосредоточены нейроны. Чем умнее животное, тем больше у нег серого вещества, больше нейронов в «думающих» участках. Человек превосходит братьев своих меньших по весу «мыслящего вещества», благодаря этому человек может читать, писать, строить заводы, играть в шахматы, совершать научные открытия. Человек превосходит братьев своих меньших по весу «мыслящего вещества», благодаря этому человек может читать, писать, строить заводы, играть в шахматы, совершать научные открытия.


Что такое рефлекс? Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая и контролируемая цнс. Задание: Какие явления можно отнести к рефлексам, учитывая определение 1. движение растений к свету. 2.одергивание руки от огня. 3. сокращение изолированной мышцы в ответ на раздражение подходящего к ней нерва электрическим током. 4. мигание глаз при резком неожиданном звуке. Что такое рефлекс? Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая и контролируемая цнс. Задание: Какие явления можно отнести к рефлексам, учитывая определение 1. движение растений к свету. 2.одергивание руки от огня. 3. сокращение изолированной мышцы в ответ на раздражение подходящего к ней нерва электрическим током. 4. мигание глаз при резком неожиданном звуке.


Какие группы рефлексов различают? Какие группы рефлексов различают? Приведите примеры различных рефлексов, объясните- почему одни –условные, другие- безусловные? Приведите примеры различных рефлексов, объясните- почему одни –условные, другие- безусловные?


Записали тему урока «высшая нервная деятельность. рефлексы». Объясните смысл этих слов! Слова «нервная деятельность» понятны, а «высшая» Слова «нервная деятельность» понятны, а «высшая» ВНД – способность приспосабливаться к условиям среды. ВНД – способность приспосабливаться к условиям среды. Исходя из определения, можно сказать, что внд присуща животным? Исходя из определения, можно сказать, что внд присуща животным? ВНД животных складывается из серии условных рефлексов ВНД животных складывается из серии условных рефлексов Отличаются ли безусловные рефлексы человека и животных? Отличаются ли безусловные рефлексы человека и животных? различаются ли пищевые условные рефлексы у животных и человека? различаются ли пищевые условные рефлексы у животных и человека?


Безусловные и условные рефлексы на природные раздражители у высших животных и человека одинаковы. Это объясняется происхождением человека от животных предков. Но человек отличается от животных сложностью в поведении о объясняется это наличием у человека сознания, мышления, речи (речевых рефлексов). У человека есть центры речи в коре больших полушарий. Какие рефлексы есть у родившегося ребёнка? Какие рефлексы есть у родившегося ребёнка?(безусловные) Какой рефлекс появляется первым? (дыхательный) Грудной ребёнок приобретает рефлексы постепенно. Как реагирует грудной ребенок на слова? (никак) К 1,5-2 годам у ребенка окончательно формируется кора больших полушарий, начинают функционировать центры речи. Слова приводят к абстрактному (обобщённому) мышлению. Опыт: поднимите руки после того, как вы услышите стук. Вывод- мозг человека может реагировать на слова, так же как на предметы или действия, которые они обозначают. Животные тоже реагируют на слово (цирк) - но они реагируют на звучание, а человек на смысл.


Задание прочитайте слова, поделитесь своими ассоциациями при упоминании этих слов Яблоко, Яблоко, сон, сон, один, один, слово, слово, стол, стол, доска, доска, ребенок, ребенок, ученик. ученик. Вывод: человек обладает отвлечённым(абстрактным, ассоциативным) мышлением, он при помощи слов выражает общие свойства предметов. Вывод: человек обладает отвлечённым(абстрактным, ассоциативным) мышлением, он при помощи слов выражает общие свойства предметов.




И.М.Сеченов впервые предложил, что в основе внд человека лежат рефлексы, открыл явление торможения а цнс и доказал. Что торможение является физиологической основой воли. И.М.Сеченов впервые предложил, что в основе внд человека лежат рефлексы, открыл явление торможения а цнс и доказал. Что торможение является физиологической основой воли. Работы по изучению процессов внд продолжил И.П. Павлов. Именно он открыл основную коры больших полушарий – образование и торможение условных рефлексов. Работы по изучению процессов внд продолжил И.П. Павлов. Именно он открыл основную коры больших полушарий – образование и торможение условных рефлексов. У подопытных собак в лаборатории Павлова при виде пищи выделялась слюна. Некоторые сотрудники говорили, что собака понимает, помнит, знает, что ей дадут пищу. У подопытных собак в лаборатории Павлова при виде пищи выделялась слюна. Некоторые сотрудники говорили, что собака понимает, помнит, знает, что ей дадут пищу. Но Павлов задался целью объяснить физиологическую основу слюноотделения. Но Павлов задался целью объяснить физиологическую основу слюноотделения. Доказав целой серией точных опытов, что члюна выделяется в ответ на раздражение органов чувств, сигнализирующих коре о предстоящем поступлении пищи, ученый пришел к выводу, что исследование рефлексов можно положить в основу деятельности коры. Доказав целой серией точных опытов, что члюна выделяется в ответ на раздражение органов чувств, сигнализирующих коре о предстоящем поступлении пищи, ученый пришел к выводу, что исследование рефлексов можно положить в основу деятельности коры. Открыли учебник, по рисункам мы поясним опыты Павлова. Открыли учебник, по рисункам мы поясним опыты Павлова.


Что такое условный рефлекс? Что такое условный рефлекс? Условный рефлекс (выделение слюны у собаки) = Условный рефлекс (выделение слюны у собаки) = условный раздражитель(свет лампы) + безусловный условный раздражитель(свет лампы) + безусловный раздражитель раздражитель (пища) (пища) Если пищу не давать после выработанного слюноотделительного рефлекса, то слюна выделяться не будет(произойдет торможение в коре больших полушарий). Рефлекс угасает. При выработке условных рефлексов в коре б.п. возникает временная связь – основной механизм деятельности коры б.п., позволяющий коре приспосабливать организм к меняющимся условиям ВСПОМНИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНД.!



Составила Немирович Н.Н. учитель биологии МБОУ «СОШ № 6» г. Сергиев Посад

Слайд 2

  • Первая и вторая сигнальная система
  • Формирование динамического стереотипа
  • Сознание как специфическое свойство человека.
  • Особенности бессознательных подсознательных процессов.
  • Слайд 3

    Цель

    • Используя знания о социальных факторах эволюции человека, объяснить причины возникновения сознания как исключительного свойства человека.
    • Развивать знания о высшей нервной деятельности на основе рассмотрения особенностей ВНД человека.
    • Формировать умения сравнивать.
  • Слайд 4

    • Сознание – результат действия социальных факторов эволюции человека.
    • Сознание – высшая ступень развития психики, свойственная только человеку
  • Слайд 5

    Социальные факторы антропогенеза

    • Коллективная трудовая деятельность
    • Общение – Речь
    • Сознание
  • Слайд 6

    Первая сигнальная система

    • Ощущение – воздействие на рецептор
    • Восприятие – основа представлений
    • Образ
  • Слайд 7

    «Рефлексы головного мозга» 1863 г.

    Психическая («душевная») деятельность человека объяснена рефлекторным принципом работы нервной системы

    Сеченов И. М. 1829-1905 г.г.

  • Слайд 8

    Принципы рефлекторной теории

    • Принцип причинности: нервные явления не происходят без причины
    • Принцип структурности: функциям происходящим в головном мозге соответствует ее материальный носитель - элемент нервной системы
    • Принцип единства анализа и синтеза: работа мозга строится на основе анализа и синтеза. Организм извлекает полезную информацию, перерабатывает ее формирует ответные действия.
  • Слайд 9

    Сеченов утверждал:

    Что рефлексы головного мозга включают три звена:

    • Возбуждение в органах чувств
    • Процессы возбуждения и торможения в мозгу
    • Движения и действия человека, т.е. поведение
  • Слайд 10

    Павлов И. П. -основоположник физиологии поведения.

    Павлов И. П. 1849-1936 г.г.

    • Открыл вторую сигнальную систему
    • Поведение – это сочетание условных и безусловных рефлексов
    • Создал учение о безусловных и условных рефлексах
  • Слайд 11

    Образование условных рефлексов.

    • Реакция на внешние воздействие (шум) – безусловный рефлекс – условный рефлекс (ориентировочный).
    • Условный рефлекс – временная связь на время действия условий.
    • Условный рефлекс составляет основу учения и воспитания.
  • Слайд 12

    Запечатление

    Связующее звено между врожденными и приобретенными формами поведения

    Значение:

    • Запоминание родителей;
    • Перенимают навыки поведения;
    • Формирование личности человека;
  • Слайд 13

    Вторая сигнальная система:

    • Слова – вторые сигналы – сигналы сигналов.
    • Слова формируются в процессе общения
    • Слово – мышление – познание.
  • Слайд 14

    Динамический стереотип

    • Объединение в динамическую цепочку несколько условных рефлексов.
    • Основа чтения и письма, привычек, приобретения навыков ходьбы, плавания, бега.
    • Основа поведения человека
    • Препятствует преодолению вредных привычек.
  • Слайд 15

    Сознание – высший уровень развития психики.

    Сознательная деятельность:

    • Составляет план.
    • Обдумывает способы осуществления плана.
    • Опирается на опыт других людей (или советуется).
    • Добивается поставленной цели.
  • Слайд 16

    Процессы сознания

    • У человека
    • Память.
    • Воображение
    • Мышление
    • У животных
    • Рассудочная деятельность
    • Конкретное мышление
  • Поджелудочная железа. Строение и расположение в коже разных типов рецепторов. Эпидермис. Тельца Руффини. Цель работы. Чувствствительные нервные окончания. Концевые колбы Краузе. Терморецепторы. Особенности организации нервных окончаний. Нейрон состоит из тела (сомы) и отростков. Строение нервной клетки. Общие принципы организации нервной системы. Крупный нейрон. Тельца Месснера. Рецепторы делятся на свободные нервные окончания и инкапсулированные.

    «Автономная вегетативная нервная система» - Парасимпатические ядра лежат в среднем и продолговатом мозге. Эффекты парасимпатической системы. Отходящие от ядер волокна, вегетативные узлы. Вегетативная (автономная) нервная система. За что отвечает соматическая часть нервной системы. Строение вегетативной нервной системы. Преганглионарные нейроны симпатической системы. Симпатическая НС. Возбуждение симпатической системы. Строение ВНС. Регуляция работы внутренних органов.

    «Нервная ткань» - Поперечный срез нерва. Классификация нейронов по количеству отростков. Образование безмиелинового волокна. Скорость роста. Моторная бляшка. Осязательное тельце Мейснера. Развитие нервной ткани. Перехват Ранвье (границы соседних леммоцитов). Нервные окончания. Проведение нервного импульса. Тигроидное вещество в нейроплазме. Возбуждающий синапс. Строение нейрона. Серое вещество. Конвергентные связи.

    «Высшая нервная деятельность» - Понятие врожденных и приобретенных форм поведения. Цепочка врожденных рефлексов. Эксперимент по выработке условных рефлексов. Доминантный очаг. Доминанта. Поведение. Ответьте на вопрос. Торможение условного рефлекса. Рассудочная деятельность. Приобретенные формы поведения. Приспособительные реакции животных. Разные формы торможения. Рефлексы. Основные способы научения. Виды условного (приобретенного) торможения.

    «Вегетативный отдел нервной системы» - Сакральный отдел. Глазосердечный рефлекс. Лимбическая система. Проба с пилокарпином. Функции внутренних органов. Холодовая проба. Слюноотделение. Пиломоторный рефлекс. Парасимпатическая часть вегетативной нервной системы. Дермографизм. Парасимпатотонические кризы. Поражение вегетативных ганглиев лица. Симпатическая часть вегетативной нервной системы. Болезнь Рейно. Бульбарный отдел. Рефлекторный нервный путь слюноотделения.

    «Основы высшей нервной деятельности» - Сон. Действие безразличного раздражителя. Типы темперамента. Холерический темперамент. ВНД человека и животных. Внутреннее торможение. Инсайт. Нервная связь. Краткие ответы. Последовательность элементов рефлекторной дуги. Врожденные рефлексы. Импритинг. Человеческие дети. Внешнее торможение. Верные суждения. Рефлексы. Парадоксальный сон. Бодрствование. Сангвинистический темперамент. Приобретаются организмом в течение жизни.