Психология стресса - презентация powerpoint (профилактика стресса). Презентация по психологии на тему: "стресс" Скачать презентацию на тему стресс

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема 5.1. Стресс и дистресс

Понятие стресса Введенно Гансом Селье в 1936 г. для обозначения состояний психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на экстремальные воздействия - стрессоры. Первоначально оно обозначало неспецифическую реакцию организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие, позднее стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

"Главный источник дистресса - в неудовлетворенности жизнью, неуважении к своим занятиям"; человек непременно должен израсходовать запас адаптационной энергии, чтобы "удовлетворить врожденную потребность в самовыражении, совершить то, что он считает своим предназначением, исполнить миссию, для которой, как ему кажется, он рожден".

"Следует по крайней мере "быть на дружеской ноге" со своей работой, а в идеальном случае желательно найти себе "игровую профессию", как можно более приятную, полезную и созидательную. Это будет наилучшей отдушиной, предохранительным клапаном - для самовыражения, а также для предотвращения неразумных вспышек насилия или бегства в воображаемую жизнь с помощью наркотиков". "Стремись к самой высшей из доступных тебе целей. И не вступай в борьбу из-за бессмыслиц" .

Понятие стресса Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины появления стресса. В зависимости от выраженности стресс может оказывать и положительное, мобилизующее, и отрицательное влияние на деятельность - дистресс, вплоть до полной дезорганизации.

Понятие стресса СТРЕССОР - разнообразные экстремальные воздействия, приводящие к развитию нежелательного функционального состояния - стресса. Различаются: 1) стрессоры физиологические - чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура, болевые стимулы, затруднение дыхания, и пр.; 2) стрессоры психологические - факторы, действующие сигнальным значением: угрозой, опасностью, обидой, информационной перегрузкой, и пр.

Понятие стресса Отдельные люди с высоким уровнем притязаний могут сами ввергать себя в стресс, ставя перед собой чрезмерно высокие цели. Исследователи классифицируют людей на А -тип и В -тип, при этом для людей А -типа характерно стремление прилагать усилия и фокусироваться на все больших и больших достижениях. Такие люди характеризуются более высокой степенью риска сердечно-сосудистых заболеваний, включая ранний инфаркт, по сравнению с подвергающими себя меньшему напряжению людьми B -типа.

Стадия тревоги На стадии тревоги активизируются все физиологические реакции, связанные с максимизацией энергообразования, включая выделение адреналина корой надпочечников и гормона АКТГ гипофизом, что приводит к повышению уровня глюкозы в крови. Повышается также частота дыхания и сердечных сокращений.

Стадия сопротивления Если стресс продолжается, организм выглядит нормальным. Частота дыхания и сердечный ритм возвращаются к своим предстрессовым уровням. Однако повышенный уровень АКТГ сохраняется, поддерживая концентрацию глюкозы в крови на высоком, отрицательном, с точки зрения здоровья, уровне, увеличивающем уязвимость организма к инфекциям.

Стадия истощения Если стресс продолжается и дальше, наступает стадия, на которой начинают нарушаться соматические процессы. Железы не могут бесконечно поддерживать повышенный уровень секреции; запасы сырья, необходимого для выработки энергии, заканчиваются, и происходит истощение организма. Вслед за этим может наступить стадия смерти.

Профессиональные дистрессы Информационный Эмоциональный Коммуникативный

Информационный дистресс Информационный дистресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто он сопровождается неопределенностью ситуации, недостоверной информацией и быстрой переменой информационных параметров.

Эмоциональный дистресс Эмоциональный дистресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.

Комуникативный дистресс Коммуникативный дистресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, в неспособности контролировать себя, в неумении тактично отказать в чем-либо, в незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п.

Техники саморегуляции в условиях коммуникативного стресса: наблюдать за самим собой; искать способы "остановки" самого себя (типа "взять перерыв", "сделать паузу в общении"); перевести свою энергию в другую форму деятельности (отвлечься); заняться тем, что помогает снять напряжение.

Стрессовые сценарии в зависимости от частоты и силы проявления: кто-то "стрессует" каждый день, но в небольших дозах; другие - несколько раз в год, но чрезвычайно сильно; в зависимости от направленности стрессовой агрессии: на самого себя; на коллег и начальников; в зависимости от механизмов запуска стрессовых реакций: чаще стрессовый сценарий запускается почти автоматически; но возможно и длительное "вызревание" стресса с последующим достаточно быстрым его "раскручиванием".

Основные варианты защиты от манипулирования: укрепление своей жизненной позиции; укрепление уверенности в себе (каждый может ошибаться, менять свои ценности, имеет право на "отказ"); владение техниками общения. Стресс нередко возникает по причине несовпадения темпов общения. При этом важно либо подстроиться к темпу общения собеседника, либо объяснить ему недопустимость его темпа в общении с вами, либо перейти к компромиссному варианту общения.

рефлексологический метод (токи, иглоукалывания, лазерные технологии); воздействие через музыку (цветомузыку); регуляция поведения психофармакологическими средствами; методы постгипнотического, аутогипнотического внушения и метод моделирования особых суггестивных состояний человека; различные релаксационные упражнения; тренировка социальных навыков; тренировка навыков решения проблем. Основные методы регуляции психическими состояниями:

Спасибо за внимание!
























1 из 22

Презентация на тему: Стресс

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Стресс - состояние индивида, которое возникает как ответ на различные экстремальные виды воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физические или психологические функции человека. Стресс - состояние индивида, которое возникает как ответ на различные экстремальные виды воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физические или психологические функции человека. Стресс - это неспецифическая защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды.

№ слайда 3

Описание слайда:

Эустресс - Понятие имеет два значения -- "стресс, вызванный положительными эмоциями" и "несильный стресс, мобилизующий организм". Эустресс - Понятие имеет два значения -- "стресс, вызванный положительными эмоциями" и "несильный стресс, мобилизующий организм". Дистресс - Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжёлым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

№ слайда 4

Описание слайда:

Эмоциональный стресс - эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма -- разлаживаться. Эмоциональный стресс - эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма -- разлаживаться. Психологический стресс - как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами.

№ слайда 5

Описание слайда:

1.Физические стрессоры: жар, холод, шум, огонь, уличное движение, насилие, болезни, плохие условия работы и т.д. 1.Физические стрессоры: жар, холод, шум, огонь, уличное движение, насилие, болезни, плохие условия работы и т.д. 2.Социальные стрессоры: общественные, экономические и политические; семейные; связанные с работой, карьерой; межличностные стрессоры. 3. Семейные стрессоры: распределение обязанностей, ревность, различие в системах ценностей, болезни (смерть в семье и т.д.)..

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

В этом момент происходит мобилизация защитных сил организма. У человека учащается дыхание и пульс, поднимается кровяное давление. В психическом плане увеличивается возбуждение. Человек концентрирует все свое внимание на раздражителе. В то же время человек начинает терять самоконтроль. Он постепенно утрачивает способность сознательно и разумно контролировать свое поведение. В этом момент происходит мобилизация защитных сил организма. У человека учащается дыхание и пульс, поднимается кровяное давление. В психическом плане увеличивается возбуждение. Человек концентрирует все свое внимание на раздражителе. В то же время человек начинает терять самоконтроль. Он постепенно утрачивает способность сознательно и разумно контролировать свое поведение. Организм включает защитные механизмы от стресса. На этом этапе стресса человек не может находиться долго. Если организму удалось справиться со стрессом на этой стадии, то постепенно тревога утихает, стресс заканчивается. А если же не удалось, то наступает следующий этап стресса.

№ слайда 8

Описание слайда:

Этот этап наступает, если фактор стресса продолжает действовать. На этой стадии организм включает свой резервный запас сил. Все системы организма работают с максимальной нагрузкой. На этом этапе возможны два варианта развития ситуации. Или человек становится чрезмерно активным, у него повышается эффективность деятельности, происходит мобилизация сил, или же происходит резкое снижение деятельности, теряется ее эффективность, появляется пассивность и общее торможение. Поведение человека в стрессовой ситуации прежде всего зависит от его индивидуальных психических особенностей. Этот этап наступает, если фактор стресса продолжает действовать. На этой стадии организм включает свой резервный запас сил. Все системы организма работают с максимальной нагрузкой. На этом этапе возможны два варианта развития ситуации. Или человек становится чрезмерно активным, у него повышается эффективность деятельности, происходит мобилизация сил, или же происходит резкое снижение деятельности, теряется ее эффективность, появляется пассивность и общее торможение. Поведение человека в стрессовой ситуации прежде всего зависит от его индивидуальных психических особенностей.

№ слайда 9

Описание слайда:

Если предыдущие этапы стресса пройдены, а адаптивные силы организма недостаточно велики, наступает третий этап – стадия истощения. Она наступает при условии очень длительного воздействия фактора стресса. На этой стадии напряжения резервные силы организма исчерпываются, истощаются. Такая ситуация может привести к болезни или ухудшению общего состояния организма. Если предыдущие этапы стресса пройдены, а адаптивные силы организма недостаточно велики, наступает третий этап – стадия истощения. Она наступает при условии очень длительного воздействия фактора стресса. На этой стадии напряжения резервные силы организма исчерпываются, истощаются. Такая ситуация может привести к болезни или ухудшению общего состояния организма.

№ слайда 10

Описание слайда:

По оценкам некоторых западных экспертов, до 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой По оценкам некоторых западных экспертов, до 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы.

№ слайда 11

Что такое стресс? Стресс общая реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.


3 стадии Впервые стресс описал в 1936 году канадский физиолог Ганс Селье как общий адаптационный синдром. Термин стресс был предложен им позднее. Селье выделил 3 стадии стресса: I стадия: Реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей; возможности эти ограничены). II cтадия: Сопротивляемости. III cтадия: Истощения.


Что может быть источником стресса? 1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких, расставание с любимым человеком) 2. Мелкие ежедневные неурядицы; 3. Конфликты либо общение с неприятными людьми; 4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей; 5. Ощущение постоянного давления; 6. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе; 7. Шум;


Что может быть источником стресса? 8. Монотонная работа; 9. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего- то не достигли либо что-то упустили; 10. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине; 11. Напряжённая работа; 12. Финансовые трудности; 13. Сильные позитивные эмоции; 14. Ссоры с людьми и особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение на ссоры в семье.);


Симптомы: 1. Головная боль; 2. Упадок сил; нежелание что-либо делать. 3. Потеря веры в улучшение ситуации в будущем; 4. Возбуждённое состояние, желание идти на риск; 5. Рассеянность, ухудшение памяти; 6. Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию; 7. Переменчивое настроение; усталость, вялость.





5 приемов против стресса ОТКЛЮЧАЙТЕ МОБИЛЬНЫЙ Помните песню «вдруг раздастся гром небесный телефонного звонка»? Его ожидание не дает расслабиться даже дома, утверждает профессор социологии университета Висконсина Ноэль Чесли. «Идеально иметь два телефона: один для близких, второй – служебный, который нужно выключать, покидая офис, – согласна психотерапевт Психологического центра на Пятницкой Оксана Орлова. – Ваш девиз: рабочие вопросы – в рабочее время по рабочему телефону!»


5 приемов против стресса ДОВОДИТЕ НАЧАТОЕ ДО КОНЦА Оказывается, мысли о том, что еще две недели назад надо было заплатить за квартиру, а на столе беспорядок, заставляют организм вырабатывать гормон стресса кортизол, переизбыток которого приводит к развитию депрессии. «Доказано, что ежедневное беспокойство по таким пустякам расшатывает нервную систему почище, чем одна серьезная травма вроде потери работы или развода, – добавляет профессор медицины из клиники Кливлендского университета Майкл Ройзен. – Заведите правило с утра составлять список дел, включая хлопоты по дому, и поощряйте себя за каждый «полностью закрытый» день».


5 приемов против стресса СЛУШАЙТЕ МЕДЛЯКИ «Во время стресса сердце бьется слишком часто, плохо насыщая кровь кислородом. Недостаток кислорода приводит к приступам необоснованной тревоги, – говорит Оксана Орлова. – Включите тихую, спокойную музыку – сердце начнет работать в такт мелодии, и пульс нормализуется».


5 приемов против стресса ЖУЙТЕ СЛАДКОЕ Исследования ученых из университета Цинциннати показали, что сладкое снижает выработку еще одного гормона стресса – глюкокортикоида, а значит, помогает успокоиться и снять тревожное состояние. «Учтите, что только неочищенный сахар, например, тростниковый, приносит пользу нервной системе. Кусочка сахара или черного шоколада вполне достаточно – большее количество сладкого послужит стимулятором», – предупреждает Оксана Орлова.


5 приемов против стресса И Вообще больше жуйте Держите под рукой жевательную резинку со вкусом корицы и мяты и жуйте, как только почувствовали беспокойство. Научно доказано и проверено на практике: эти два запаха снимают раздражение и успокаивают нервы.

  • Автор презентации:

  • педагог-психолог

  • Дулина И.В.

  • Москва 2011

Мини-паспорт презентации «Стресс».

  • Автор : педагог-психолог Дулина И.В.

  • Предмет: психология.

  • Тип: обучающий, исследовательский, творческий, развивающий.

  • Тема: стресс.

  • Актуальность проблемы:

  • Выяснение сущности, роли и места стресса в жизни человека вообще и современного школьника в частности.

  • Цель: ознакомить учащихся с понятием «стресс», его положительными и отрицательными сторонами и способами преодоления негативных последствий стресса.

  • Описание:

  • Презентация состоит из 47 слайдов, проиллюстрированных картинками (Microsoft Office Online).


Стресс!!!

  • С недавнего времени понятие "стресс" стало общеупотребительным.

  • стресс от повышенных нагрузок;

  • Но чаще всего о нем вспоминают, когда говорят

  • о перенесенном потрясении;

  • неприятности;

  • испуге.


Понятие стресс.

    Понятие «стресс» введено канадским ученым Гансом Селье (1936 г.), который определил стресс, как "неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование», то есть как одинаковую реакцию организма на самые различные события. Стресс может вызвать практически любое новое или неожиданное событие: и положительное, и отрицательное. С точки зрения науки нельзя сказать однозначно, что стресс это хорошо или плохо. Стрессовая реакция - это адаптационный механизм организма, помогающий ему приспособиться к изменениям, встретить их во «всеоружии».


Виды стресса.

  • Стрессы можно подразделить на:

  • эмоционально положительные и эмоционально отрицательные;

  • кратковременные и долгосрочные или, другими словами, острые и хронические;

  • физиологические и психологические. Последние, в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные


Эмоционально положительный стресс.

  • Позже Селье ввёл дополнительно понятия:

  • Эустресс

  • Дистресс

  • Эустресс - «положительный стресс». Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».


Эмоционально отрицательный стресс.

  • Дистресс - «отрицательный стресс». Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.

  • Симптомы дистресса:

    • головная боль;
    • упадок сил;
    • нежелание что-либо делать;
    • потеря веры в улучшение ситуации в будущем;
    • возбуждённое состояние, желание идти на риск;
    • частичная потеря памяти, в связи с шоковым состоянием;
    • нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;
    • переменчивое настроение;
    • усталость, вялость.

Кратковременный (острый) стресс.

  • Для острого стресса характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит. Крайняя степень острого стресса - шок . Шок, острый стресс почти всегда переходят в стресс хронический, долговременный. Шоковая ситуация прошла, вы вроде бы оправились от потрясения, но воспоминания о пережитом возвращаются снова и снова.


Долговременный (хронический) стресс.

  • Долговременный стресс не обязательно является следствием острого, он часто возникает из-за малозначительных, казалось бы, факторов, но постоянно действующих и многочисленных.

  • Если кратковременный стресс далеко не всегда причиняет тяжелый вред организму, то хронический стресс уж точно ни к чему хорошему не приводит!


Физиологический стресс.

  • Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (боль, голод)


Психологический стресс.

  • Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением: опасность, информационная перегрузка. Эмоциональный – имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности человека (войны, тяжелые болезни), его социальному статусу, межличностным отношениям.

  • Информационный – возникает при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения.


Реакция организма на физиологический и психологический стресс.

  • Под их воздействием:

  • сердце начинает биться чаще и сильнее, повышается кровяное давление,

  • учащается дыхание,

  • изменяется водно-солевой баланс крови,

  • в крови повышается содержание сахара и число лейкоцитов,

  • ускоряются все биохимические реакции,

  • повышается энергетический потенциал.

  • Организм готов к взрывным действиям. Если стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность, а также когда мы вспоминаем пережитое, в кору головного мозга вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса.


  • Каким бы ни был стресс, хорошим или плохим, эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие черты.

  • Особенно от стресса страдает иммунная система .

  • В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции , поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.


Стадии стресса.

  • 1 стадия - стадия тревоги.

  • В ходе неё происходит мобилизация необходимых сил. В организме отмечаются следующие изменения: возрастают частота пульса, артериальное давление, скорость кровотока, повышается температура тела, увеличивается объем, устойчивость, концентрация внимания, усиливаются процессы возбуждения в нервной системе - организм готов дать достойный отпор раздражающему фактору


2 стадия - стадия сопротивления

  • На этой стадии организм пытается преодолеть возникшие трудности. В этот момент он более устойчив к разнообразным вредным воздействиям, чем в обычном состоянии. Так например, во время войны (а это вообще сплошной стресс), количество простудных заболеваний резко уменьшается – организм противостоит более серьезной угрозе.


3 стадия - стадия истощения.

  • Если действие раздражающего фактора продолжается, то после длительного напряжения понижается способность организма к сопротивлению. В этот период возрастает восприимчивость к заболеваниям, истощается запас жизненных сил, снижается уверенность в своих силах.


  • Первые две стадии человек проходит множество раз. Когда сопротивление организма оказывается успешным, организм возвращается к нормальному состоянию. Но, если стрессовый фактор продолжает действовать - происходит декомпенсация, истощение.


Школьный стресс

  • Может ли школа вызвать стресс?

  • Конечно, да!!!

  • Начиная с первого дня - постоянное изменение обстановки, и большие нагрузки, и тревога в связи с оценками, отношениями с одноклассниками и т.д. Психологи могут только выделять периоды, в которых стресс особенно высок: это начало обучения в школе, переход в пятый класс, переход в новый класс, период подросткового кризиса.


Источники стресса подростка.

  • Одним важным источником стресса может являться школьная жизнь подростков. Требования школы, оказывающие давление на подростков, а также разочарование от низких оценок и незаконченные домашние задания - все это может потреблять большую часть подростковой энергии.


Проблемы, связанные с друзьями.

  • Проблемы, связанные с друзьями, могут также оказывать негативное воздействие на разум подростка. Дружба - наиболее ценное качество среди подростков. Они с легкостью сопереживают чувствам других людей и отчаянно стремятся помочь.


Изменения, происходящие с телом.

    Изменения, происходящие с телом , могут также беспокоить подростков. Они могут казаться себе слишком высокими, слишком простыми, слишком полнощекими, или слишком неуклюжими. В мире подростков, где внешность имеет большое значение, подобные изменения могут заставить их чувствовать себя изгоями. И это затруднительное положение может спровоцировать стресс.


Раздельное жительство или развод родителей.

  • Эти факторы также являются источником стресса для подростков. Учитывая изменения, происходящие в их жизни, им скорее всего покажется, что именно они являются причиной решения родителей: развестись или жить раздельно. Они винят себя. И они завидуют одноклассникам или друзьям, семьи которых полноценны.


Смерть любимого человека.

  • Смерть любимого человека - брата, сестры, родителя или близкого родственника – может, несомненно, спровоцировать эмоциональный взрыв подростка. Они пока находятся в самом начале их жизни и абсолютно не подготовлены переживать потерю важного для них человека.


Серьезные семейные проблемы.

    Подростки очень чувствительны к серьезным семейным проблемам , например, к хроническому заболеванию одного из членов семьи, или финансовому кризису. Независимо от того, как родители пытаются уберечь своих детей от этого, семейные проблемы все равно могут заставить подростка переживать до такой степени, что они начнут игнорировать все остальное, включая школу и друзей.


Небезопасные районы.

  • Небезопасные районы могут стать причиной стресса для подростков . Даже если никто и не нападает на подростка, у него всегда будут возникать нездоровые мысли о том, что может произойти с ним в каком-то определенном районе.


Новое общество или новая школа.

  • Новое общество или новая школа могут заставить подростка чувствовать себя менее уверенным в своем положении. Для взрослых может и не иметь значения незнакомая обстановка и нахождение в обществе с абсолютно незнакомыми людьми, но вот для подростков это может оказаться очень пугающим.


Слишком много дел и необходимость соответствовать слишком высоким ожиданиям.

  • И, наконец, слишком много дел и необходимость соответствовать слишком высоким ожиданиям могут спровоцировать стресс для подростка. Многие взрослые не умеют управлять собственным временем. Поэтому, было бы нелогично ожидать от подростков того, что они будут справляться со многими делами одновременно. И эта ситуация может спровоцировать стресс.


Влияние стресса на учёбу.

  • В двух классах нашей школы проводились психологические тесты, отражающие зависимость эмоционального отношения к учебе у учащихся от способностей и уровня их реализации (уровня успешности учащихся в учебном процессе).


Уровень школьной тревожности 7 «А» и 10 классов.


Школьный тест умственного развития 7 «А» и 10 классов.


Выводы.

  • Таким образом, мы можем сделать вывод, что чем слабее класс, тем менее наблюдается у учащихся продуктивное отношение к учебе, а в более сильном оно является ведущим.

  • При недостаточных способностях процесс обучение превращается в источник постоянных стрессов.


9 способов помочь подростку справиться со стрессом

  • Наша жизнь ускоряется. И на ребенка в подростковом возрасте ложится огромная нагрузка. Для того, чтобы Вы могли справляться со стрессом, Вам необходимо научиться самому распознавать когда и какие эмоции, чувства могут вызвать стресс и как с ним бороться.

  • Обратите внимание на такой момент. Если Ваше сознание постоянно занимают тревожные мысли, например: "Я беспокоюсь о..., меня беспокоит..."; если Вы постоянно делает непроизвольные движения такие, как накручивание волос, кусание ногтей, переминание с ноги на ногу - это признаки нервозности. Следовательно, Вы должны научиться следить за собой, распознавать их.


1. Обращение за помощью.

  • Вы не должны справляться со всем в одиночку. Если у Вас слишком много обязанностей, Вы можете попросить родителей, братьев и сестер, друзей помочь Вам. Даже простой разговор по душам, о том как у Вас много проблем, уже даст некоторую эмоциональную поддержку.


2. Планирование.

  • Научитесь планировать свой день. Если Вам предстоит какая-либо нелегкая задача, лучше всего разделить ее на части и выполнять каждую часть за какой-то определенный промежуток времени. Такой подход поможет победить тревожность.


3. Выделение видов деятельности, с помощью которых можно отдохнуть.

  • Научитесь находить время на отдых. Сделайте себе список тех видов деятельности, с помощью которых можно отвлечься и отдохнуть. Это может быть встреча с друзьями, занятие спортом, музыкой и так далее.


4. Анализ поражений.

    Если Вы потерпели в чем-то неудачу, научитесь извлекать из этого пользу. Вместо того, чтобы ругать себя “Я плохо написал контрольную, потому что я глупый и ничего не умею делать, и ничего у меня не получается”, Вы должны реально смотреть на вещи: “Я плохо написал работу, значит, что-то не доучил.” Это поможет Вам в следующий раз избегать подобных неприятностей и верить в свои силы.


5. Полноценный сон и хорошее питание.

  • Вы должны знать: сон и нормальное питание необходимы для того, чтобы были силы со всем справляться.


6. Избавление от негативных эмоций.

  • Как помочь себе избавиться от постоянных негативных мыслей и ощущений, которые не дают покоя:

  • Можно посоветовать завести дневник, в котором Вы будите описывать свои чувства, тем самым материализуя их на бумагу, освобождаясь от них и понимая то, что за ними стояло.

  • А можно попытаться изобразить свои негативные эмоции с помощью красок, а потом этот рисунок уничтожить.


7. Реально достижимая цель.

  • Ставьте перед собой цели, но в пределах разумного. Научитесь правильно оценивать свои силы и возможности.


8. Приоритеты .

  • Когда ваш день представляет собой список дел и никакой свободной минуты, чтобы расслабиться и погонять мяч во дворе, научитесь из всей массы выделять самое главное и начинать с него. Иногда все-таки стоит отложить на завтра то, что можно сделать сегодня.


9. Физические упражнения.

  • Спорт укрепляет Ваш организм делает его более энергичным, выносливым, устойчивым к стрессам. Вы должны приучить себя к активным видам деятельности, неважно будет ли это бег, плавание или просто ходьба. Выберите сами на свое усмотрение.


Регулирование стресса.

    Существует стресс, который приводит к позитивным изменениям. Его называют положительным стрессом . Он включает изменения, необходимые для адаптации, при этом он стимулирует личностный рост и оказывает благотворное воздействие на человека. Экзамен служит примером положительного стресса, так как в этом случае беспокойство за хорошую оценку приводит к тому, что вы больше времени уделяете подготовке. К тому же стресс может быть полезным для организма, мобилизуя иммунную систему на борьбу с заболеваниями. Именно из-за наличия таких положительных стрессов мы говорим только о необходимости регуляции стрессов, а не о полном их исключении. Регулировка стресса необходима для того, чтобы избежать (или хотя бы ослабить) негативные последствия для организма.

  • Чем лучше подготовка

  • к экзамену,

  • тем целее

  • нервная система!


Стресс и юмор.

  • Юмор - отличное средство борьбы со стрессом. Он помогает разрядить стрессовую ситуацию и ослабить негативные чувства. Многие исследователи пришли к этому заключению.

  • Например, Мартин и Лефкур обнаружили, что юмор нивелирует негативное влияние стрессовых ситуаций на настроение. Изучив поведение 334 студентов, ходивших вводный курс психологии, Лаботт и Мартин пришли к выводу, что юмор играет роль буфера между стрессовыми событиями и нарушением настроения.



    Философ Фридрих Ницше подтвердил важность юмора своим высказыванием о том, что «только животное, которое страдает больше всех на земле, могло придумать смех». Хотя все мы знаем о целебных свойствах юмора, все же удивительно, что с возрастом мы смеемся все меньше. Четырнадцатилетние подростки смеются каждые четыре минуты, тогда как взрослые смеются лишь 15 минут в день.


  • Юмор бывает разный. Он может выражаться посредством удивления, преувеличения, абсурда, игры слов (каламбур, двойной смысл) или быть черным юмором. Влияние юмора на здоровье изучалось много лет.



    Подводя итог этим исследованиям, Робинсон выдвигает следующее положение: «Было найдено много подтверждений тому, что юмор оказывает терапевтическое влияние на эмоциональное состояние, способствует адаптации и приспособлению, помогает разрядить напряжение и освободиться от него, служит хорошей защитой от депрессии, является свидетельством эмоциональной зрелости и способом выживания... В общем, очевидно, что юмор полезен».


Список литературы.

  • Абабков В.А. Адаптация к стрессу: основы теории, диагностики, терапии. Перре. СПб., 2005

  • Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика профилактика, коррекция. СПб., 2005

  • Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности./ Психол. журн. 1996 - Т. 17, № 1


Cлайд 1

Психология. Посттравматический стресс. Подготовила: студентка 43 гр. Погребная Анна http://prezentacija.biz/

Cлайд 2

Определение Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР- это не психотическая отсроченная реакция на травматический стресс (такой как природные и техногенные катастрофы, боевые действия, пытки, изнасилования и др.), способный вызвать психические нарушения практически у любого человека.

Cлайд 3

Исторический обзор Современные представления о посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР) сложились окончательно к 1980-м гг., однако информация о воздействии травматических переживаний фиксировалась на протяжении столетий.

Cлайд 4

Ученый Открытие DaCostaв 1871 о состояние «сол датским сердцем», наблюдая вегетативные реакции со стороны сердца. ЭмильКрепелин использовал термин schreckneurose(«невроз пожара») для того, чтобы обозначитьотдель ноеклиническое состояние, включающее многочисленные нервные и физические феномены, возникающие как результат различныхэмоци ональныхпотрясений или внезапного испуга, которые перерастают в тревожность. Это состояние наблюдается после серьезных несчастных случаев, особенно пожаров, железнодорожных катастроф или столкновений. В 1889 г. X. Оппенгейм ввел термин «травматиче скийневроз» для диагностики психических расстройств у участников боевых действий, причины которых он усматривал в органических на рушениях головного мозга, вызванных как физическими, так ипсихо логическими факторами Майерсв работе «Артиллерийский шок во Франции 1914- 1919» определил отличия между неврологическим расстройством «конту зииот разрыва снаряда» и «снарядным шоком». Контузия, вызванная разрывом снаряда, рассматривалась им как неврологическое состояние, вызванное физической травмой, тогда как «снарядный шок»Майерс рассматривал как психическое состояние, вызванное сильным стрессом. Реакции, обусловленные участием в боевых действиях, сталипредме том широких исследований в ходе Второй мировой войны. Это явление у разных авторов называлось по-разному: «военная усталость», «боевое истощение», «военный невроз», «посттравматический невроз».

Cлайд 5

В 1941 г. Кардинер назвал это явление «хроническим военным неврозом». От талкиваясьот идей Фрейда, он вводит понятие «центральныйфизио- невроз», который, по его мнению, служит причиной нарушения ряда личностных функций, обеспечивающих успешную адаптацию к окру жающемумиру.Кардинерсчитал, что военный невроз имеет как фи зиологическую, так и психологическую природу. Им впервые было дано комплексное описание симптоматики: 1) возбудимость ираздра жительность; 2) безудержный тип реагирования на внезапныераздра жители; 3) фиксация на обстоятельствах травмировавшего события, 4) уход от реальности; 5) предрасположенность к неуправляемымагрес сивнымреакциям «Человек в условиях стресса»ГринкериШпи гель (1945) перечислили симптомы, совокупность которых авторы обозначали как «военный невроз», от которых страдали такназывае мые«возвращенцы» - солдаты, побывавшие в плену. К этимсимпто мам относились: повышенная утомляемость, агрессия, депрессияи т.д Egendorf A. et al., 1981 сравнительный анализ особенностей адаптационного процесса у вьетнамских ветеранов и ихневоевавшихровесников Boulander G. et al., 1986) изучению особенно стейих отсроченной реакции на стресс.

Cлайд 6

Причины травм Войны, оказывающие воздействие как на военных, так и на гражданских лиц; Насильственные преступления, связанные с покушением на убийство, убийствами или изнасилованиями; Автомобильные катастрофы, кораблекрушения, крушения поездов, авиационные катастрофы; Ураганы, землетрясения, наводнения и извержения вулканов; Насильственная смерть или самоубийство родственников или близких знакомых; Детские травмы, связанные с излишне суровыми наказаниями, сексуальным насилием или со смертью родителей;

Cлайд 7

Патогенез Начало данного расстройства возникает вслед за травмой после латентного периода, который может варьировать от нескольких недель до месяцев (но редко более 6 месяцев). Течение волнообразное, но в большинстве случаев можно ожидать выздоровление. В небольшой части случаев состояние может обнаруживать хроническое течение на протяжении многих лет и переход в стойкое изменение личности после переживания катострофы.

Cлайд 8

Симптомы ПТСР Галлюцинаторные переживания Это особая разновидность непрошеных воспоминаний о травмирующих событиях с той разницей, что при галлюцинаторном переживании память о случившемся выступает настолько ярко, что события текущего момента как бы отходят на второй план и кажутся менее реальными, чем воспоминания. В этом “галлюцинаторном”, отрешенном состоянии человек ведет себя так, словно он снова переживает прошлое травмирующее событие; он действует, думает и чувствует так же, как в тот момент, когда ему пришлось спасать свою жизнь. Галлюцинаторные переживания свойственны не всем пациентам: это всего лишь разновидность непрошеных воспоминаний, для которых характерна особая яркость и болезненность. Они чаще возникают под влиянием наркотических веществ, в частности алкоголя, однако галлюцинаторные переживания могут появиться у человека и в трезвом состоянии, а также у того, кто никогда не употребляет наркотических веществ Вина выжившего Чувство вины из-за того, что выжил в тяжелых испытаниях, стоивших жизни другим, нередко присуще тем, кто страдает от «эмоциональной глухоты» (неспособности пережить радость, любовь, сострадание и т.д.) со времени травмирующих событий. Многие жертвы ПТСР готовы на что угодно, лишь бы избежать напоминания о трагедии, о гибели товарищей.

Cлайд 9

Смптом Характеристика Депрессия В состоянии посттравматического стресса депрессия достигает самых темных и беспросветных глубин человеческого отчаяния, когда кажется, что все бессмысленно и бесполезно. Этому чувству депрессии сопутствуют нервное истощение, апатия и отрицательное отношение к жизни. Непрошеные воспоминания Пожалуй, это наиболее важный симптом, дающий право говорить о присутствии ПТСР. В памяти пациента внезапно всплывают жуткие, безобразные сцены, связанные с травмирующим событием. Эти воспоминания могут возникать как во сне, так и во время бодрствования. Бессонница (трудности с засыпанием и прерывистый сон). Когда человека посещают ночные кошмары, есть основания считать, что он сам невольно противится засыпанию, и именно в этом причина его бессонницы: человек боится заснуть и вновь увидеть это. Регулярное недосыпание, приводящее к крайнему нервному истощению, дополняет картину симптомов посттравматического стресса. Бессонница также бывает вызвана высоким уровнем тревожности, неспособностью расслабиться, а такженепроходящимчувством физической или душевной боли

Cлайд 10

Немотивированная бдительность Человек пристально следит за всем, что происходит вокруг, словно ему постоянно угрожает опасность. Взрывная» реакция При малейшей неожиданности человек делает стремительные движения (бросается на землю при звуке низко пролетающего вертолета, резко оборачивается и принимает боевую позу, когда кто-то приближается к нему из-за спины). Притупленность эмоций Бывает, что человек полностью или частично утратил способность к эмоциональным проявлениям. Ему трудно устанавливать близкие и дружеские связи с окружающими, ему недоступны радость, любовь, творческий подъем, игривость и спонтанность.

Cлайд 11

Агрессивность Стремление решать проблемы с помощью грубой силы. Хотя, как правило, это касается физического силового воздействия, но встречается также психическая, эмоциональная и вербальная агрессивность. Попросту говоря, человек склонен применять силовое давление на окружающих всякий раз, когда хочет добиться своего, даже если цель не является жизненно важной. Нарушения памяти и концентрации внимания. Человек испытывает трудности, когда требуется сосредоточиться или что-то вспомнить, по крайней мере, такие трудности возникают при определенных обстоятельствах. В некоторые моменты концентрация может быть великолепной, но стоит появиться какому-либо стрессовому фактору, как человек уже не в силах сосредоточиться Общая тревожность Проявляется на физиологическом уровне (ломота в спине, спазмы желудка, головные боли), в психической сфере (постоянное беспокойство и озабоченность, “параноидальные” явления - например, необоснованная боязнь преследования), в эмоциональных переживаниях (постоянное чувство страха, неуверенность в себе, комплекс вины).

Cлайд 12

Приступы ярости. Не приливы умеренного гнева, а именно взрывы ярости, по силе подобные извержению вулкана. Многие пациенты сообщают, что такие приступы чаще возникают под действием наркотических веществ, особенно алкоголя. Однако бывают и в отсутствие алкоголя или наркотиков, так что было бы неверно считать опьянение главной причиной этих явлений. Злоупотребление наркотическими и лекарственными веществами В попытке снизить интенсивность посттравматических симптомов многие пациенты, особенно вьетнамские ветераны, употребляют марихуану, алкоголь и (в меньшей степени) другие наркотические вещества. Важно отметить, что среди ветеранов - жертв ПТСР существуют еще две большие группы: те, кто принимает только лекарственные препараты, прописанные врачом, и те, кто вообще не принимает ни лекарств ни наркотиков Мысли о самоубийстве Пациент постоянно думает о самоубийстве или планирует какие-либо действия, которые в конечном итоге должны привести его к смерти. Когда жизнь представляется более пугающей и болезненной, чем смерть, мысль покончить со всеми страданиями может показаться заманчивой. Когда человек доходит до той грани отчаяния, где не видно никаких способов поправить свое положение, он начинает размышлять о самоубийстве.

Cлайд 13

Длительность Если травма была сравнительно небольшой, то повышенная тревожность и другие симптомы стресса постепенно пройдут в течение нескольких часов, дней или недель. Если же травма была сильной или травмирующие события повторялись многократно, болезненная реакция может сохраниться на многие годы.

Cлайд 14

Триггеры Триггером является событие, вызывающее у больного ПТСР приступ. Чаще всего триггер является частью травмирующего опыта - плач ребёнка, шум машины, нахождение на высоте, изображение, текст, телепередача и др. Больные ПТСР обычно всеми силами избегают встреч с триггерами, стремясь избежать нового приступа

Cлайд 15

заблуждения, связанные со стрессом Стресс влияет лишь на психику, не причиняя вреда физическому состоянию. Оказывая влияние на психику, стресс воздействует на организм в целом. Например, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки часто являются следствием стрессов. Существует понятие "психосоматические заболевания", под которыми понимаются вполне реальные "физические" болезни. Стрессу подвержены только слабые люди. Трудно определить, кто из нас является "слабым", а кто "сильным". Если исходить из того, что наиболее активный образ жизни ведут сильные люди с высоким уровнем притязаний, то они подвержены стрессу в большей степени, чем слабые, ни за что не отвечающие тихони. Что бы я ни делал, стресс неизбежен, поэтому бороться с ним бесполезно. Дело в том, что стресс - это не то, что происходит в реальности, а наша реакция на происходящее. То, как мы реагируем, связано с нашей психикой и зависит от нас. Поэтому нужно развивать в себе навыки управления стрессом. Все люди реагируют на стресс одинаково Каждый из нас отличается от других. То, что является стрессом для одного, может быть совершенно безболезненным для другого. Простой пример - двоечник, получающий тройку, вполне доволен, а у отличника эта оценка может вызвать болезненное стрессовое состояние. Формы реакции на стресс также могут быть разными: один испытает мимолетное сожаление, а другой, при тех же обстоятельствах - глубокое отчаяние.

Cлайд 16

научиться приемам релаксации Навыки релаксации, или расслабления, являются одним из наиболее эффективных средств борьбы со стрессом. не переживать своих проблем в одиночку Держать проблему в себе, не обсуждая ее с близкими и друзьями, означает накапливать болезненное напряжение. Нужно найти человека, умеющего слушать и сопереживать. вести правильный образ жизни Соблюдение режима дня, правильное питание и регулярные занятия спортом создают основу для нормальной работы организма. Людям, которые придерживаются принципов здорового образа жизни, гораздо легче справляться с повседневными проблемами и травмирующими воздействиями уметь развлекаться Жизнь состоит не только из работы. Умение отдыхать так же необходимо, как и умение трудиться. Если у человека нет хобби, было бы совсем неплохо завести его. ставить перед собой реальные задачи Каждый нормальный человек стремится к лучшему. Но, как это не печально, наши желания часто расходятся с возможностями. Достигнуть всего желаемого сложно, да и необязательно. избегать больших перемен Стабильность является одним из основных условий нормального здоровья. Любые перемены, как плохие, так и хорошие, могут вызвать стрессовую реакцию, если они происходят слишком часто. Что нужно делать, чтобы справиться со стрессом

Cлайд 17

Лечение Лечение ПТСР является комплексным, в начале болезни медикаментозным и психотерапевтическим, после - преимущественно психотерапевтическим. Хорошие результаты даёт методика, в ходе которой пациента учат в момент начала приступа концентрировать внимание на ярком отвлекающем воспоминании, что со временем формирует привычку к автоматическому переходу сознания к нейтральным или положительным эмоциям в обход травмирующего опыта в случае появления триггера. Одним из рекомендованных психотерапевтических методов лечения ПТСР является метод ДПДГ - десенсибилизация и переработка с помощью движений глаз

Cлайд 18

Полезные ссылки и книги http://lib100.com/book/practic_psychology/post_traumatic_stress/ http://ru.wikipedia.org/wiki http://www.eurolab.ua/diseases/932/ Бенджамин Колодзин. Как жить после психической травмы. «Шанс» 1997. Посттравматическое стрессовое расстройство. Конспект врача. Профессор Игорь БРЯЗГУНОВ, Научный центр здоровья детей РАМН. Наука № 58. 99 Василюк Ф.Е. Пережить горе. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов.