«Русская поэзия второй половины ХIX века». Начало второй половины ХIХ века ознаменовалось в России мощным общественным подъемом, который требовал от литературы, - презентация


Миссия русской литературы В ней сосредоточена умственная жизнь народа Долг литературы – быть учебником жизни Она – основа духовного бытия нации Для писателя литература – служение Духовно-практическая цель русской литературы особенно проявляется в критике


Критическая литература была очень популярна: ею зачитывались, как романами; была аналитична; несла высокий. воспитательный заряд ставила философские вопросы. Разные взгляды, весь спектр разноречивых критических оценок произведения современниками делает его восприятие объективным и историчным.


Многообразие критических направлений западникипочвенникиславянофилы Начало развития России – эпоха Петра I. Российский путь развития – западноевропейский. Русский национальный характер, национальный дух – всемирная отзывчивость. У России своя дорога. Православная Россия. Гармония греческой, византийской культуры. Главное – нравственное совершенствование. Европеизация – угроза нации. См. следующий слайд Журналы «Время» и «Эпоха» Журнал «Русская беседа» А.И.Герцен И.С.Тургенев Ф.М.Достоевский А.А.Григорьев Н.Н.Страхов К.С.Аксаков А.С.Хомяков П.В.Анненков


Западники либералы Надежда на преобразования сверху «эстетическая критика» «Отечественные записки» А. Краевский «Библиотека для чтения» А.Дружинин «Русский вестник» М.Катков Революционеры- демократы Идеи западных революционных социалистов «реальная критика» программа нигилистов «Современник» Н.Добролюбов, А.Некрасов «Русское слово» Д.Писарев, В.Зайцев


Домашнее задание Подготовить доклады по учебнику: 1) «эстетическая критика» (стр), 2) «реальная критика» (стр), 3) программа нигилистов (стр), 4) критика славянофилов (стр), 5) критика почвенников (стр). План 1. Общественная и литературная позиция. 2. С кем боролись? 3. Против чего и за что боролись? 4. Литературные и общественные открытия.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Обзор литературы второй половины Х I Х века 1.Общественно-политическая и культурно-историческая обстановка в России. 2.Особенности развития литературы и искусства.

«Литература у нас пока сосредоточивает почти всю умственную жизнь народа, и потому прямо на ней лежит долг заниматься и такими интересами, которые в других странах перешли уже, так сказать, в специальное заведование других направлений умственной деятельности…» Н.Г.Чернышевский

Исторические события: 1853 – начало Крымской войны 1854 - осада Севастополя «Севастополь ударил по застоявшимся умам», - В.О. Ключевский

Александр II (1855-1881)

1861 - отмена крепостного права

Возникновение революционного народничества

Журнальная полемика в России второй половины Х I Х века Газета «Колокол» Герцена А.И. и Н.П. Огарева (1857-1867)

Журнальная полемика в России второй половины Х I Х века Журнал «Современник» под редакцией Н.А.Некрасова (1846-1866)

Журнальная полемика в России второй половины Х I Х века Дмитрий Иванович Писарев (11840-1868) в журнале «Русское слово» защищал и пропагандировал тип разночинца в русской литературе

Грандиозную панораму русской жизни создали в своих произведениях выдающиеся писатели.

Основным направлением отечественной литературы стал реализм Реали́зм в литературе - правдивое изображение реальной действительности.

Самым актуальным жанром стал роман РОМАН - большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные.

Русская литература второй половины Х I Х века совершила восхождение на высочайший идейно-художественный уровень и достигла такого положения, которое можно определить как вершину мирового искусства


ЛИТЕРАТУРА II половины 19 века. Расцвет реализма в мировой литературе. Новые направления и течения

Цель: знакомство с процессами, происходившими в западноевропейской и русской литературе данного периода, представителями реализма в различных странах, новыми направлениями и их представителями



  • Во II половине 19 в. приобрела огромный вес и значение в социальной и культурной жизни России.
  • Она стала источником духовного совершенства и ареной идейных битв.
  • Крымская война 1853-1856 годов, отмена крепостного прав в 1861 году, становление капитализма находили живой отклик в творчестве русских писателей

ДЕМОКРАТЫ

ЛИБЕРАЛЫ

Овал нарисовать


  • Выступали за постепенное реформирование жизни без революций и потрясений.
  • М.Н. Катков в журнале «Рус -
  • ский вестник» пропагандировал
  • английский путь социальных и
  • экономических реформ.

  • Проводили идею крестьянской революции.
  • Вождем революционеров – демо
  • кратов стал журнал «Современ –
  • ник» во главе с Н.Г. Чернышев –
  • ским. Противостояние этих лагерей отразилось в романе Тургенева «Отцы и дети»

  • «Тургеневская» рисовала человека, зае –
  • денного средой.
  • «Щедринская» изображала саму эту среду.

ТУРГЕНЕВСКАЯ

ЩЕДРИНСКАЯ




  • Изображает судьбы русского дворянства.
  • Он открыл в литературе осо
  • бый тип героя: мягкого, со –
  • вестливого, но пассивного –
  • «Обломов», одаренного, но
  • безвольного романтика
  • «Обрыв».

В первых же произведениях – «Детство»,

«Отрочество», «Юность»,

кавказских и севастополь –

ских рассказах проявился

мощный талант. Масштаб –

ность романа «Война и мир»

семейная драма «Анны

Карениной» помогали осмыс

лить социальные и нравственные

вопросы современности.




  • Во Франции и Англии сложился уже в
  • 20 – 30 х годах 19 века.
  • ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
  • 1.Жанровое и стилевое богатство
  • 2.Расширение круга тем
  • 3.Преобладание философско – интеллек
  • туального начала
  • 4.Духовно-личностная проблематика
  • 5.Конкретное изображение органически соединяется с обобщенно-символическим
  • 6.Усиление психологизма.

  • Его творчество – иллюстрация перемен.
  • Главный объект внимания –
  • действительность. Но на сме-
  • ну ярким личностям пришли
  • обыкновенные люди, а мир страстей
  • Стендаля и Бальзака уступает место
  • «миру цвета плесени», где самым приме –
  • чательным событием сановится супруже –
  • ская измена, как в романе «Мадам Бовари»

  • Как метод сложился в 1850 х годах, испо
  • ведовал культ природы. Философская
  • основа – позитивизм, который апеллиро –
  • вал к науке и требовал фактографии.
  • Законы природы проэцировались на социальную жизнь. Поведение человека мотивировалось «физиологией». Главное внимание точному описанию реальности.

  • Дж Элиот
  • Э.Золя
  • Гаупт
  • Бр. Гонкуры

  • Dekadentia – упадок. Термин вошёл в лит.
  • в 1880 х годах. Характерные черты – тоска, меланхолия, бесконечная усталость, тяга к красоте, неприятие действительности. Такое настроение было вызвано ощущением кризиса христианских ценностей, утратой традиционной нравственности вследствие развития естественных наук и материалистических взглядов

  • Наиболее видный предста
  • витель декаданса. Призы –
  • вал не заниматься «бытом
  • трущоб и нуждами бедно –
  • сти», выдвинул тезис о
  • «чистом искусстве, об ис –
  • кусстве ради искусства»
  • («Портрет Дориана Грея»)

  • Появляется в 1860 х годах. Теоретически обосновал направление французский поэт Жан Мореас.
  • В основу положено учение ПЛАТОНА о «мире идей и мире вещей»
  • На месте худ. образа символисты утвер – ждают СИМВОЛ, несущий смысл туман – ный, смутный, не поддающийся точной расшифровке.

  • ВЕРЛЕН БОДЛЕР
  • ВЕРЛЕН БОДЛЕР
  • РЕМБО МАЛЛАРМЕ

  • Задача – отражение предельно точного впечатления, вызванного тем или иным фактом.
  • В литературе импрессионизму свойствен ны фрагментарность, отрывочность пове ствования, внимание к деталям, нюансам
  • Характера, преобладание ощущений
  • зыбкости, недосказанности, неопределён
  • ности




  • Какие общественно-политические процессы повлияли на развитие русской литературы второй половины 19 века? Какие школы существовали в литературе реализма в России? Какие направления и течения существовали в западно-европейской литературе? Назовите предствителей каждого направления.
  • Какие общественно-политические процессы повлияли на развитие русской литературы второй половины 19 века?
  • Какие школы существовали в литературе реализма в России?
  • Какие направления и течения существовали в западно-европейской литературе?
  • Назовите предствителей каждого направления.

РУССКИЕ ПОЭТЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX века Ф. Глинка, А. Хомяков, К. Павлова, А. Кольцов, Н. Огарев.

«Стихи – всегда исповедь…»

Геращенко Марина Владимировна,

учитель русского языка и литературы МБОУ лицей № 90

г. Краснодар


ФЕДОР НикОЛАЕВИЧ ГлинкА

День рождения: 19.06.1786 года

Место рождения: с. Сутоки, Смоленская губерния, Россия

Дата смерти: 23.02.1880 года

Место смерти: Тверь, Россия

Федор Николаевич Глинка принадлежит к старшему поколению поэтов-декабристов. Завершив обучение в 1-м кадетском корпусе, он принимал участие в войнах с Наполеоном, сражался под Аустерлицем, участвовал в Бородинской битве 1812 года, в заграничных походах русской армии; окончил войну в чине полковника и был награжден золотым оружием за храбрость.


  • И вот: два я во мне, как тигр со львом,
  • Проснулися и бьются друг со другом;
  • И я в борьбе расслаб, отяжелел,
  • И плоть моя сгустилася во мне...
  • Я тяжесть тела слышу на себе,
  • И чувствую, что я хожу под ношей,
  • И чувствую... Земля влечет меня,
  • Сося в себя, как змей, свою добычу:
  • Я, с каждым днем, врастаю больше в землю,
  • Пока совсем зароюся землей...
  • И слышно мне: вкушенья острый яд,
  • Как тонкое начало разрушенья,
  • Из кости в кость, из жилы в жилу ходит
  • И изменяет весь состав мой прежний.
  • Нетленья сын, я обрастаю тленьем:
  • Чувствительность под чувственностью стонет,
  • И на живом ношу я мертвеца!!.
  • 1840-1850-е

АЛЕКСЕЙ СТЕПаНОВИЧ ХОМЯКОВ

День рождения: 13.05.1804 года

Место рождения: Москва, Россия

Дата смерти: 23.09.1860 года

Место смерти: с.Ивановское, Россия

Хомяков – не из пушкинской плеяды, но из пушкинской эпохи. Из пушкинского окружения и, что еще важнее, – из той же дворянской культуры русского «золотого века». Что это подразумевает? Родовитость, образованность, отвагу, свободу.


«Ударил час, прощайте, други...»

Быть может, не венец лавровый,

Кровавый мне готовится венец,

Но над тобою, рок суровый,

И там, как здесь, возносится певец, -

И там, как здесь, в последнее мгновенье

Спокойно улыбнулся я.

Мне явятся веселые виденья,

Мне явятся далекие друзья.

А вы!.. забудете ль поэта?

В роскошной, южной стороне,

В столице шумной, в вихре света,

Друзья! вздохнете ль обо мне?

[Конец апреля 1828]

Ударил час, прощайте, други!

Мне предстоит далекий путь.

С кем мне теперь делить мои досуги?

При ком свободно мне вздохнуть?

Пусть весел светлый край Дуная

И веселы кровавые бои;

Но верьте мне, там образ рая,

Где с вами я, друзья мои!

Надолго я расстанусь с вами;

Но под рущукскими стенами,

На поле битвы роковой,

Под ставкою, под знаменами,

В мечтах вы будете со мной.


КАРОЛИНА КАРЛОВНА ПАВЛОВА

День рождения: 10.07.1807 года

Место рождения: Ярославль, Россия

Дата смерти: 1893 год

Русская поэтесса, переводчица, жена писателя Н. Ф. Павлова. Урожденная Яниш (1810 - 94). Дочь профессора, Павлова получила блестящее домашнее воспитание и рано обратила на себя внимание литературного мира.


Сфинкс

  • Эдипа сфинкс, увы! он пилигрима
  • И ныне ждет на жизненном пути,
  • Ему в глаза глядит неумолимо
  • И никому он не дает пройти.
  • Как в старину, и нам, потомкам поздним,
  • Он, пагубный, является теперь,
  • Сфинкс бытия, с одним вопросом грозным,
  • Полукрасавица и полузверь.
  • И кто из нас, в себя напрасно веря,
  • Не разрешил загадки роковой,
  • Кто духом пал, того ждут когти зверя
  • Наместо уст богини молодой.
  • И путь кругом облит людскою кровью,
  • Костями вся усеяна страна...
  • И к сфинксу вновь, с таинственной любовью,
  • Уже идут другие племена.

Алексей Васильевич Кольцов

День рождения: 03.10.1809 года

Место рождения: Воронеж, Россия

Дата смерти: 29.10.1842 года

Знаменитый народный поэт. Родился в зажиточной мещанской семье города Воронежа. Кольцов воспроизвел народный быт и внутренний мир простого человека в формах самой народной поэзии.


Молитва

На крест, на могилу,

На небо, на землю,

На точку начала

И цели творений

Творец всемогущий

Накинул завесу,

Наложил печать -

Печать та навеки,

Ее не расторгнут

Миры, разрушаясь,

Огонь не растопит,

Не смоет вода!..

Прости ж мне, спаситель!

Слезу моей грешной

Вечерней молитвы:

Во тьме она светит

Любовью к тебе...

1836, степь гр. Орловой

Спаситель, спаситель!

Чиста моя вера,

Как пламя молитвы!

Но, боже, и вере

Могила темна!

Что слух мой заменит?

Потухшие очи?

Глубокое чувство

Остывшего сердца?

Что будет жизнь духа

Без этого сердца?


НИКолай платонович огарев

День рождения: 24.11.1813 года

Место рождения: Санкт-Петербург, Россия

Дата смерти: 31.05.1877 года

Место смерти: Лондон, Россия

На местном материале написаны поэмы «Юмор», «Зимний путь», «Господин», стихотворения «Деревня», «Кабак», «Деревенский сторож», «Дорога». В Пензенской губернии проходит и действие антикрепостнической повести «Гулевой». Полиция по-прежнему следила за каждым шагом опального поэта.


Проклясть бы мог свою судьбу,…

Проклясть бы мог свою судьбу,

Кто весь свой век, как жалкий нищий,

Вел бесконечную борьбу

Из-за куска вседневной пищи;

Кто в ветхом рубище встречал

Зимы суровые морозы,

Кто в отупеньи забывал

Пролить над милым прахом слезы.

Не слушал томно при луне

Ни шум ручья, ни звук свирели,

А ждал в печальной тишине

Пустого дня под свист метели;

Кто ликований и пиров

Не знал на жизненном просторе,

Не ведал сладкой грусти снов,

А знал одно сухое горе.

Но много сносит человек

Средь жажды жить неутолимой,

И как бы жалок ни был век -

Страшит конец неотразимый!..


Задания для самостоятельной работы.

1. Перечислите всех известных вам русских поэтов второй половины XIX века.

2. Определите основные особенности русской поэзии, перечислите круг тем и проблем, к которым они обращались.

3. Кого из поэтов второй половины XIX века вы можете назвать богоискателями и почему?

4. Попробуйте, используя цитаты из стихотворений разных поэтов, описать мир русской поэзии середины – конца XIX века.


Задания для самостоятельной работы

4. Согласны ли вы с определение поэзии Каролины Павловой как «мотыльковой»?

5. Гармоничен или дисгармоничен в своей основе мир героев Алексея Кольцова?

6. Почему Николая Огарева называют продолжателем традиций Лермонтова? Согласны ли вы с этим определением?

7. В чём необычность лирики Федора Глинки?

8. Идеалы славянофильства в стихотворениях Федора Хомякова.

Перов «Тройка». Боярыня Морозова. Обзор времени в живописи. Ярошенко «Курсистка». Перов «Проводы покойника». Писатель. Приезд гувернантки в купеческий дом. Обращение к истории. 3 этапа общественного движения. Главный герой русской литературы. Литература. Формы словесного искусства. Шишкин «Рожь». Обзор времени. Утро стрелецкой казни. Исторические границы. Театр. Музыка.

«Тест по рассказам Чехова» - Особенности диалога в пьесе «Вишнёвый сад». Характерное для чеховских пьес развитие действия. Первая постановка пьесы «Вишнёвый сад». Роль буржуазии. Пьеса «Вишнёвый сад». А.П.Чехов окончил Московский университет. Найдите соответствующие героям речевые характеристики. Высказывание Фирса. Укажите внесценических персонажей. Кто был главным героем произведений А.П.Чехова. «Крыжовник». Судьба России. Назовите рассказ, первым напечатавший рассказы.

«Герои «Преступления и наказания»» - Предложенные позиции. Софья Мармеладова. Внимательно прочти текст! О ком он?. Лизавета. Преступление и наказание. «Домашняя проба пера». Лужин Пётр Петрович. «Дебаты». Дуня Раскольникова. Катерина Ивановна. Пульхерия Александровна Раскольникова. Мармеладов. Алёна Ивановна. Разумихин. О ком эти фразы? Как вы их понимаете?. Конкурс капитанов. Свидригайлов Аркадий Иванович. Эпиграф урока.

«Композиция «Ионыча»» - Роль композиционного анализа художественного текста. План рассказа. Ионыч. Тематические повторы. Деловая жизнь. Роль эпизода в тексте. Учимся анализировать прозаический текст. Роль композиционных единиц. Составить хронологическую схему. Авторские позиции. Композиционные формы прозаической речи. Приёмы композиционного анализа. Композиция художественного произведения. Типы композиции. Составить простой план рассказа.

«Жанр молитвы у Лермонтова» - Скучные песни земли. Молитва «Отче наш». Варвара Александровна Бахметева. Благодарность. Прозрачный сумрак. Воскресенье. Не обвиняй меня, всесильный. Ветка Палестины. Ландыш серебристый. Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова. Комический пафос стихотворения. Задания к стихотворению "Благодарность". Молодость. В минуту жизни трудную. Мир земной. Стихотворение. Ангел. Лирический герой. Задания к стихотворению "Молитва".

«Мой любимый поэт» - Чужая страна. Мой любимый национальный поэт. Рубайят. Встречай рассвет и закат. Принципы художественного перевода. Стихотворный размер. Цель всего творенья – мы. Герман Плисецкий. Стиль Блока. Армянский поэт и прозаик. Хайям. Светоч мысли. Поэт Исаакян. Мировая слава поэта. Пятистопный ямб. Свет и тьма. Дай коснуться, любимая, прядей густых. Рубаи. Величественный мавзолей. Сборник стихов «Песни и раны».