Самообразование с чего начать план. Что такое самообразование и как составить индивидуальный план

Рано или поздно наступает момент, когда следует заняться самообразованием. И тут встает вопрос – как и с чего начинать? Если у Вас он возник – ознакомьтесь с приведенными ниже действенными советами и получите на него ответ.

Изучайте иностранные языки. Доказано, что ежедневное запоминание небольшого количества новых слов (до 20) является отличной мерой предупреждения старения мозговых клеток и препятствования их возрастным изменениям.

Кроме того, как бы ни хотелось, но в эпоху глобализации без подобных знаний не обойтись. Если не получается изучать английский – беритесь за интересующие, но помните, что все интересные данные публикуются именно на нем.

Что особо важно, следование этому совету не обязательно влечет за собой крупные денежные траты, ведь можно найти бесплатные тренинги или мастер-классы, на которых носители языка с удовольствием поделятся имеющимся опытом.

Не пренебрегайте любой возможностью самообучаться, будь то вечные пробки или наличие свободного времени. По сути, человек, при грамотном планировании своих дел, может ежедневно выделять до 3-х часов свободного времени на получение новых знаний.

Вытекает из второго. Для того, чтобы самообразованию было место в Вашей жизни, составляйте графики дел и повышайте свою эффективность. Как добиться последнего, можно прочитать в статье

Воспринимайте любую сложную ситуацию, как мотиватор для получения новых знаний, будь это новый проект, для работы с которым недостаточно навыков или спор с коллегами о чем-то неизвестном для Вас. Чтобы сократить объемы этого самого неизвестного, стоит ежедневно узнавать что-то новое и тренировать память.

Общайтесь с другими людьми, так же, как и Вы, активно изучающими что-то новое. Подобная коммуникация станет прекрасной возможностью для обмена опытом. При этом, предпочтение лучше отдать общению вживую. Так можно убить двух зайцев – узнать новое и не растерять навыки взаимодействия с другими людьми. Впрочем, подписка на интересующие источники лишней тоже не будет.

Больше практикуйтесь, ведь любые полученные знания без практики мертвы.

Как видим, чтобы самостоятельно овладевать новыми навыками или получать знания, не нужно ночами не спать или вливать в себя литры кофе. Достаточно искренне захотеть этого и использовать любые имеющиеся возможности.

Для начала запоминаем, что главный источник знаний - это люди. Люди пишут книги, посты, выступают на конференциях, делают презентации и видеоролики. Поэтому для погружения в любую интересующую нам тему нам нужно составить список людей, кто знает то, чего не знаем мы.

Начинаем с формулировки 3-5 ключевых слов, связанных с тем, что нам интересно. Помним, что по-русски и по-английски могут быть разные формулировки одного и того же явления. Сначала используем общие словари, потом - профессиональные.

Идем на . Набираем по очереди ключевые слова. Выписываем на страницу «Кто изучает эту тему» фамилии попадающихся авторов. Сохраняем в отдельный список «Планирую просмотреть» названия книг, указывая обязательно год выпуска.

Если тема исследовательская - идем на , забиваем в поисковик ключевые слова (лучше на английском) и уже найденные фамилии. Сохраняем в список «Планирую просмотреть» названия статей и ссылки на них.

Если тема профессиональная - идем просто в гугл, набираем в поисковике ключевые слова и уже найденые фамилии. Выписываем новые имена, которые встречаются на пути, сохраняем ссылки на посты, которые кажутся релевантными (по заголовку).

В простом гугле задаем «ключевые слова +конференция», «ключевые слова +conference». Находим тематические конференции, программы, презентации. А это значит, что там есть список участников. Презентации и видеоролики выступлений часто тоже выкладывают. Имена - в список имен, ссылки на выступления - в список «Планирую просмотреть».

Расставляем приоритеты крутости. Поднимаем в списке имен тех, на кого часто ссылаются.

Лакируем все это поиском в гугле «ключевое слово +courses», «ключевое слово +вебинар». Находим дистанционные и очные курсы, связанные с темой интереса. Выписываем их в список «Планирую просмотреть».

Перед вами окажется навигация по людям, которые разбирается в том, что вас интересует. Теперь можно читать посты, статьи, книги, смотреть презентации и видеоролики, записываться на участие в вебинарах и курсах. Погрузились немного в тему?

Напишите топовым людям в вашем списке: в комментариях к их блогу, по электронной почте. Задайте те вопросы, которые остались неосвещенными в материалах, изученных вами. Есть большие шансы, что вам ответят.

Порой кажется, что мы не реализовываем себя полностью. Что в нас скрыт огромный потенциал, который еще предстоит раскрыть. Кто-то обращается к духовным практикам, кто-то – к спорту, мы же рассмотрим такой способ личностного роста как самообразование и что оно дает. Существует ли готовый план по самообразованию? Самообучение может быть разным: изучение освоение музыкального инструмента или овладение новыми навыками. Но во главе всего саморазвития стоит персоналистический прогресс, позволяющий формироваться остальным умениям. Ниже мы покажем осуществимый план работы по самообразованию. После его освоения для вас откроются новые горизонты возможностей.

Что такое самообразование?

Термины образование и самообразование знакомы нам еще со школьной скамьи. Образование отличается наличием учителя, преподавателя или руководителя, направляющего процесс в нужную сторону, следящего за ходом обучения и проводящего проверки. Например: онлайн-школа. Принципы самообразования же основаны на полном самоконтроле обучающегося. На его плечи ложатся все обязанности наставника.

Нужно ли заниматься самообразованием всю жизнь? Не стоит даже объяснять, какое значение имеет самообразование для развития личности:

  • лучшее качество жизни;
  • построение проактивных взаимоотношений.

Работа по самообразованию ценится в обществе. Счастливые, целеустремленные люди, добивающиеся успеха, всегда привлекают окружающих, потому что понимают роль самообразования в жизни человека.

Вы уже готовы узнать сценарий жизненного пути на ближайшее время? А есть ли у вас способность к самоорганизации и самообразованию? Перед тем, , проверьте, обладаете ли вы всеми перечисленными качествами, ведь именно от их наличия зависит успех всего мероприятия:

  • любознательность;
  • желание расширять кругозор;
  • способность к систематическому обучению и исследовательской работе;
  • дисциплинированность.

Если каждый пункт – это про вас, то скорее продолжайте читать. Вы зашли по адресу.

Образование не есть только школьное дело. Школа дает лишь ключи к этому образованию. Внешкольное образование есть вся жизнь! Всю жизнь должен человек себя образовывать, — Луначарский А. В., советский государственный деятель, публицист и писатель.

План работы по самообразованию

Никакое обучение невозможно без развитой памяти, позволяющей вмещать в мозг гигабайты информации. Существует несколько техник, улучшающих мнемонические способности.

1) Используйте воображение.

Если вам нужно запомнить информацию, прорисовывайте ее подробно у себя в голове, добавляя детали. Пользуйтесь ассоциативными рядами, жизненным опытом.

Пример: как запомнить адрес Морской проспект дом 2, квартира 1? Представьте, что Морской проспект – это море, по которому плывет парусник в форме цифры 2, а на нем стоит одинокий моряк с единицей во всю тельняшку.

2) Физическая активность

Доказано, что на способности к запоминанию влияет физическая активность.

Прогулки или разминка в течение дня помогут вместить в голову больший объем полезной информации. Нужно выучить большой текст? Расхаживайте по комнате, проговаривая слова вслух.

3) Тренировка памяти

Возьмите за правило выучивать в день по 5 новых иностранных слов и по одному небольшому стихотворению (больше можно разбить на несколько дней).Такая умственная тренировка отлично разовьет способности к запоминанию.

4) Эксперементы

Поэкспериментируйте. Возьмите текст объемом 1-2 страницы, выучите его, отложите на неделю, а потом попытайтесь вспомнить, о чем говорилось в этом документе. Возьмите другой схожего объема, выучите его, но в этот раз перескажите 2-3 людям только что полученную информацию. Через неделю проверьте, какой процент от выученного остался в памяти. Вы удивитесь, но доля запомненного будет намного больше. Пользуйтесь этим методом, когда требуется освоить в сжатые сроки большой объем информации.

Помимо этого Вы можете развивать способности мозга при помощи удивительных упражнений.

Обучаемся скорочтению

Отличным подспорьем для собственного развития являются, конечно же, книги. И чем выше скорость чтения, тем больше печатных источников можно осилить за то же время. Именно поэтому обязательным пунктом в программе саморазвития является обучение скорочтению. Перечислим основные методы техники ниже.

1) Соблюдать правильные условия для чтения

  • поза: сидя с прямой спиной, прижатой к стулу;
  • освещение: не тусклое, но и не яркое. Лучше использовать несколько не бьющих по глазам светильников для создания идеальной иллюминации.

2) Помогать себе при чтении указательным пальцем правой руки, проводя им вдоль текста.

3) Не возвращаться назад по тексту, даже если кажется, что вы недопоняли смысл написанного.

Интеллектуальная организация человека начинается со способности быстро усваивать печатные материалы, — Эвелин Вуд, социальный педагог, разработавшая методику обучения скорочтения.

4) Охватывать взглядом на странице не одно слово за раз, а три.

5) Не произносить про себя прочитанные предложения.

6) Постоянно практиковаться.

Определяем жизненные цели

Чтобы определить вектор самообразования, нужно выяснить собственные
жизненные цели , на достижение которых и будет направлено самостоятельное обучение. Ведь у любого учения должен быть смысл и практическое применение.

  • Внимательно подумайте, чем вам нравится заниматься в свободное время больше всего. А можно ли из этого увлечения сделать источник зарабатывания денег? Может, вы один из тех счастливчиков, которые способны получать доход, занимаясь любимым хобби?
  • Если такое дело есть, оцените уровень владения этим навыком. Возможно ли начать строить карьеру в этой сфере прямо сейчас или можно получить новые знания и после этого начать профессиональное движение в выбранной области?
  • Обретая умения, стройте конкретные планы на будущее. Как вы будете развиваться в этой сфере? Ставьте миницели, конструируя схемы по их достижению. Так, решив маленькие задачи, вы постепенно осуществите план своей мечты.
  • Обязательно записывайте все ваши стремления. Возьмите чистый лист, напишите сверху глобальную цель. От нее нарисуйте одну или несколько стрелочек – что требуется для достижения этой цели? Под каждым из пунктов распишите конкретный план решения поставленных задач. Теперь у вас перед глазами есть сценарий действий на ближайшее время. Повесьте список на видное место и периодически взглядывайте на него, напоминая себе о поставленных целях.

Развиваем творческие способности

Креатив всему голова. Развитые творческие способности позволяют по-новому взглянуть на любую проблему и найти нестандартный выход из самой сложной ситуации. Поэтому устойчивый личностный рост не может обойтись без формирования креативности. Как же научиться мыслить творчески? Несколько советов вам в помощь:

  1. Вы должны верить, что задача, стоящая перед вами, решаема. В любом случае и при всяких обстоятельствах. Это подстегнет ваш творческий умственный процесс и не даст опустить руки раньше времени.
  2. Отходите от устоявшихся традиций. Пробуйте решить проблему нестандартно. Экспериментируйте. Для этого важно бесконечно расширять свой кругозор.
  3. Постоянно спрашивайте себя, что вы можете сделать, чтобы добиться лучших и больших результатов (увеличение качества и количества).
  4. Спрашивайте своих коллег и друзей, разговаривайте на самые разные темы, внимательно слушайте ответы. Возможность взглянуть на один вопрос под отличающимися углами – бесценна.
  5. Чтобы подстегнуть креативные способности
    изменяйте свою жизнь , выходите из зоны комфорта. Даже в мелочах: меняйте путь от работы до дома, познакомьтесь с новыми людьми, запишитесь на курсы по незнакомому для вас предмету. Такие испытания послужат отличным толчком для развития творческого потенциала.

План по самообразованию можно корректировать в процессе. Ведь готовый вариант не учитывает личностные особенности. По истечении года можно будет провести анализ работы по самообразованию за отведенное время. Самоанализ по проделанной работе поможет вам наметить ориентиры развития на следующий период.

Прочитайте книгу Джоша Кауфмана «Сам себе МВА. Смообразование на 100%» если хотите самостоятельно получить бизнесе — знания. Это альтернативный вариант дорогостоящим курсам, позволяющий в короткое время изучить современные бизнес — технологии и внедрить их на практике.

На форуме по проблемам дистанционного обучения я заспорил с одним уважаемым специалистом, о том, что же такое «учить учащихся учиться».Спорили много, в итоге я пообещал, что изложу свою точку зрения по данному вопросу, что и делаю.
Самообучение - не новая тенденция, видимо еще в древности существовали подобные методы. Слово «студент» происходит от латинского «studiosus» – самообучающийся. Однако до сих пор курсов или технологий обучающих эффективному саморазвитию не существует.
В основе любого обучения лежит познавательная активность . Это наше врожденное, инстинктивное свойство, другими словами -любопытство. Оно заставляет нас дергать за погремушку в коляске и совать пальцы в розетку. Становясь взрослыми, мы можем утратить это качество. К сожалению, есть много людей за 25, которым ничего нового неинтересно, и учатся они только тогда, когда их вынуждает к этому сложившаяся ситуация. Стимулировать познавательную активность на разных этапах жизни могут разные факторы. В школе - страх наказания, в ВУЗе - желание не обидеть родителей и получить профессию, а также за компанию, при обучении по программе МВА – стремление больше зарабатывать в дальнейшем, но надо сказать, что подобное стимулирование в разы слабее любопытства.

Учат ли нас где-нибудь учиться?

Ни в детском саду, не школе, ни в училище, ни университете, никто не учит нас этому. Нам не рассказывают, как правильно получать знания и развивать навыки – педагоги попросту преподают основы своих предметов, это в лучшем случае, в худшем они читают эти основы по бумажке, в самом ужасном случае – с интонацией пономаря.
Из своего опыта, единственное, что я помню, на первом курсе университета в библиотеке нам прочитали лекцию: «Как пользоваться системой каталогов», а также вкратце рассказали, как правильно делать конспекты, без подчеркивания в книгах. Это были действительно полезные знания, учитывая то, что в интернете тогда еще не было книг, Рунет только-только зарождался. Однако библиотекарем двигало не желание научить нас получать знания, он хотел сберечь книги от бесконечного варварского выделения в них участков текста, однако, все равно ему большое спасибо.

Как же научиться учиться?

На мой взгляд, самым главными тут является совокупность навыков, которые позволяют эффективно запоминать и систематизировать полученную информацию.

Представьте себе ситуацию: Аня и Валя решили выучить английский язык. Ане он нужен, чтобы найти работу в «западной» компании, а Валя летом собирается поехать в Лондон, ей просто хочется чувствовать себя комфортно. Обе девушки пошли на самые обыкновенные курсы и через полгода успешно завершили обучение, сдав экзамены. Только вот одно маленькое «но», Аня так и не смогла устроиться на работу, туда куда хотела - не хватило знаний. Учить язык полгода по 8 часов в неделю не достаточно, чтобы говорить свободно. А вот Валя во время поездки в Лондон неплохо понимала речь, могла поддержать разговор на простые темы; спросить куда идти, поругаться на качество обслуживания. Но ей могло бы хватить экспресс-курсов, и на сэкономленные деньги она могла бы купить себе ни одну пару туфель.
Ни одна из девушек не смогла правильно поставить задачу. Поэтому одним из важнейших компонентов обучения учению является анализ ситуации и определение правильных критериев, по которым будет оцениваться результат.
Сейчас-то Аня понимает, что ей нужно было учить английский язык с преподавателем, отдавая этим урокам больше времени, средств и сил.
Именно умение выделить критерии успеха и четко поставить цели важны в самообучении. Ориентиром правильного пути служат наши собственные планы и описание необходимого результата.

Развиваем навыки и получаем знания

Условным «нулевым» этапом я бы выделил заинтересованность в предмете , иначе говоря, либо этот предмет у Вас вызывает любопытство, либо у Вас другая, скорее всего более прозаичная мотивация, например последующий крупный заработок. Без мотивации, друзья мои, никуда.
Первый этап , как уже говорилось ранее, правильное определение критериев (уровня) получаемых знаний . Кому-то достаточно получить минимум, а кому-то нужно непременно стать экспертом в выбранной области.
Вторым этапом, осваиваем необходимый и достаточный объем информации по данному предмету, как бы костяк наших знаний и навыков. Мы можем вычленить его несколькими способами: сделав запрос экспертам или с помощью анализа программ обучения по данному предмету.
Третьим этапом становится составление программы самообучения по предмету . Не нужно думать, что оно будет происходить только по книгам. Вы можете самостоятельно выбрать источники получения знаний. Главное тут составить такой учебный план, чтобы он подходил именно Вам. Вы воспринимаете на слух? - тогда Вам дорога на лекции; с листа – книги, коих теперь, Слава Интернету, полно, не нужно тащиться в библиотеку «три километра зимой в гору»; не воспринимаете, пока не попробуете сами, Ваш путь - тренинги. Не будем также забывать о творении прогресса – вебинарах и онлайн тренингах на нашем сайте.
Заключительный этап - практика , без нее никак. Вспомним наших девочек Аню и Валю. Не примени Валя свои знания языка в Лондоне сразу после окончания курсов, они бы благополучно улетучились из ее головы уже через год.
Можно, конечно, найти талантливого педагога. Наш учитель истории, например, учил нас на основе материала основной программы таким вещам, как отбор «мух от котлет» в исторических документах, составления тезисной системы доклада, правильной критики ложного тезиса и многим другим вещам. Во-первых, нам интересно было учиться, и мы запоминали весь материал на уроках, даже не залезая дома в книги, а во-вторых, мы параллельно научились многим важным в жизни вещам, которые можно задействовать и в других областях. Но я вас, наверное, расстрою тем, что скажу, не зря дают такие премии, как «Учитель Года» - таких преподавателей единицы. Так что, самоучиться, самоучиться и еще раз самоучиться, почти как завещал великий Ленин. Если тема интересна, я готов расширить статью и сделать базовые схемы по методам самообучения. Жду Ваших комментариев.

Согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, издания 1964 года, самообразование – это приобретение новых знаний самостоятельно, без помощи преподавателей. Однако 21 век внес свои коррективы. Некоторые новые знания без помощи специалистов освоить очень трудно и даже невозможно.

Направления самообразования сегодня

В самообразовании, востребованном в настоящее время, можно выделить несколько направлений:

  1. Освоение новых знаний и умений по определенным и смежным направлениям науки, техники и культуры, которые связаны с деятельностью конкретного человека и соответствуют его задачам.
  2. Освоение всемирных знаний, ознакомление с мировыми открытиями, достижениями в разных науках, технике и искусстве.
  3. Освоение языков:
  4. Иностранные языки, в том числе обязательный английский (см. ), для чтения, переводов и общения.
  5. Овладение новыми подходами к использованию русского языка – быстрота чтения, понимания и запоминания текстов (скорочтение).

Кому нужно самообразование

В наше время происходит быстрое накопление новых знаний, поэтому самообразование – это обязательный процесс, который должен сопровождать всю жизнь людей ряда профессий, стремящихся быть специалистами высокой квалификации.

  1. Учителя и преподаватели не могут пользоваться постоянными ограниченными знаниями, полученными во время учебы. Они должны знать много больше и доносить до учащихся новые современные сведения, открытия и достижения. Только в этом случае можно научить других, увлечь и подготовить к жизни в изменяющемся мире своих учеников.
  2. Работники медицины должны изучать новые методы обследований и диагностики, вновь созданные лекарственные и нелекарственные формы лечебных препаратов и новые способы для быстрого лечения и реабилитации больных людей.
  3. Ученые, исследователи и инженеры должны знать новые направления науки и техники в своей отрасли и в смежных областях, так как без этого они не могут продуктивно работать и создавать новые знания, теории, материалы и производства.
  4. Руководители и чиновники высокого уровня должны уметь оценивать ближние и отдаленные перспективы развития для принятия правильных решений, что требует широкого кругозора, глубоких непрерывных знаний истории проблемы, современности и возможного будущего.

Кроме того, некоторые люди осознают необходимость расширения своих знаний, совершенствования навыков и умений, чтобы стать высокими мастерами своего дела. Самообразование в этом случае способствует карьерному росту и, как следствие, улучшению материального положения.

С чего начать самообразование?

– тяжкий труд, чаще всего это дополнительная работа. Она требует много времени, внимания, здоровья. Необходимо организовать свою жизнь и время так, чтобы выделить часы и даже дни для серьезных занятий. Надо понять, хватит ли силы воли, не будет ли причинен ущерб близким, будут ли изменены приоритеты в строительстве всей жизни. Надо учитывать, что результаты самообразования не сиюминутны, они отдалены во времени и не всегда и всем очевидны. При этом стать эрудированным специалистом и интересным человеком – это перспективы во всем в жизни, перспективы в карьере, перспективы в общении с людьми.

Первоначальные действия в этом процессе:

  • Формулировки цели и направления новой деятельности.
  • Составление конкретного плана на ближайшее время и перспективного – на будущее.
  • Изучение современных методик самообразования.
  • Выбор способа получения новых знаний (самостоятельно, с консультантом, курсы, с репетитором).
  • Сбор и изучение источников информации по проблеме (литература, интернет).

Приступая к самообразованию необходимо предусмотреть материальные затраты на оплату преподавателей, покупки книг и т.д.

Однако нельзя забывать и о здоровье, радостях жизни и удовольствиях. В своих планах надо резервировать время отдыха, отпуска, общения с близкими и друзьями.

Заметки про современных детей, заглядывая в их будущее

С самого раннего детства надо приучать детей к любознательности и стремлению получать новые знания, новую информацию. Прекрасный способ – научить ребенка коллекционировать (но не просто собирать) марки. Каждая новая марка – это повод для узнавания о новом предмете, событии, человеке, истории. Каждую новую марку нужно обсуждать, побуждая ребенка к поиску и запоминанию дополнительной информации.

Так вырастают филателисты с энциклопедическими знаниями. Подобным образом можно собирать и библиотеку, в том числе тематическую, прочитывая с ребенком не только само произведение, но и предисловие, комментарии, дополнительную информацию об авторе или событии.

Еще читайте: