Странные и неизвестные прозвища грузинских царей. Царь Вахтанг Горгасали: биография Начало церковной реформы

Не избежали этой доли и грузинские монархи…

Прозвище, как правило, многое говорит о внешности, привычках и повадках его носителя. Для примера вспомним последнего монарха Грузии Георгия XII, которого народ прозвал "Быкоедом". И не потому, что он за один присест мог одолеть целую тушу быка — просто подчеркивается его безграничное чревоугодие.

Историк Бондо Купатадзе внимательно изучил этот феномен и выяснил, что народ и летописцы нарекли прозвищами около 20 грузинских царей. Звание "Великий" досталось шестерым монархам: Баграту III, Давиду III, Баграту V, Александру I, Карталинскому царю Свимону и Имеретинскому царю Соломону. Это прозвище, оценивающее их деятельность. Как и другие. Карталинский царь Фарсман, к примеру, был прозван "Доблестным". Кроме того, впервые именно в его адрес была сказана знаменитая фраза: "Бесстрашный, словно бесплотный"…

Царь Рев был тем правителем, который запретил приносить Армазскому идолу в жертву детей и в качестве жертвы приказал использовать овец и коров. Во все эпохи было делом трудным и рискованным вступать в конфронтацию с духовенством, однако Реви не сдался и своего добился, за что народ прозвал его "Рев Праведный".

Настоящим именем Вахтанга Горгасали было персидское Варан Хосро-Танг. Грузины сократили его и получили "Вахтанг". Что касается "Горгасали", то это опять же персидское слово, и оно означает "волчья голова". На шлеме Вахтанга был изображен волк, и во время сражений персы друг другу советовали избегать того, кто с волчьей головой. По предположению историков, высота царя Вахтанга превышала два метра. Поэтому и без того бесстрашный воин, он наводил на врага ужас.

И уж поскольку речь зашла о высоте, не лишне вспомнить и царя Ираклия. В народе его называли "Маленький Кахи", по некоторым версиям, из-за невысокого роста. Однако, предположительно, это было вовсе не так. Под "Маленьким" может подразумеваться и возраст, поскольку Ираклий взошел на царский трон довольно молодым. В связи с этим вспоминается такой случай. В 1982-1983 годы Гига Лорткипанидзе снимал фильм "Книга клятвы", в котором роль царя Ираклия исполнял Тенгиз Арчвадзе. Во время съемок в Телави из музея вынесли халат Ираклия, чтобы по нему сшить костюм. Когда Арчвадзе примерил этот халат, оказалось, что он ему очень велик!… В Кахети царя Ираклия по сей день называют еще и царевичем. Так же называют многие места, с ним связанные, дворец и журчащий неподалеку источник - "источник царевича".

"Мучениками" прозваны Арчил, Деметре, Кетеван и Дуарсаб. Деметре дополнительно получил прозвище "Самозабвенный". Согласно "Житию Картли", из-за его "неприличного" брака (уже женатый, он был вынужден жениться на монголке) духовные лица постоянно находились с ним в противостоянии. Однако, когда молодой царь, вместо того, чтобы прятаться в Мтиулети, решил отправиться к хану, Католикос Абраам сказал: "Каждый из нас, епископы, понесем на себе бремя греха твоего". А "Строителем" был прозван только царь Давид, его имя ("Давитиани") осталось и у знамени, а царя, который "как Строитель, возродил страну", в знак большого уважения, назвали Георгием VI Блистательным.

У нас в Грузии много достопримечательностей и знаменитых людей. Один из знаменитых и достойнейших людей, памятник которому стоит в столице нашей страны - это Вахтанг Горгасали. Это во истину настоящая личность.

Святой благоверный царь Вахтанг IV (ок. 440—502) 15-ти лет вступил на Картлийский (Восточная Грузия) царский трон, один из основоположников грузинской государствен-ности. Сын Митридата V из династии Хосровиани. Его прозвище «горгасал» переводится с персидского как «волчья голова» (намёк на форму его шлема). Он провёл мероприятия по укреплению грузинских крепостей и вступил в союз с армянскими Мамиконянами, а в 482 г. возглавил крупное восстание против персидского владычества.

В этот период Картли подвергался нападениям персов с юга и набегам осетин с севера. И в Западной Грузии положение было не лучше, византийцы захватили страну от Эгриси до Цихегоджи. Сразу же при вступлении на трон юный царь Картли Вахтанг собрал царский двор и обратился к своим поданным с мудрой речью. Он сказал, что горестное состояние страны суть проявление гнева Божьего за грехи царя и народа и призвал всех единодушно и бескорыстно бороться за святую Веру и Родину. Он совершил победоносный поход на осетин, освободил пленную царевну - свою старшую сестру и заключил несколько взаимовыгодных договоров с кавказскими горцами о совместной борьбе с захватчиками. Затем он совершил поход в Западную Грузию, освободил её от византийцев, укрепил власть царя Губаза и победоносно возвратился в Картли.

Удивительны были вера, мудрость, статность, красота и доблесть царя Вахтанга. Высокий ростом (2,40 м), необычайно красивый лицом, он мог неутомимо биться в бою. Облачённый в доспехи, во всеоружии, мог взвалить себе на плечи боевого коня и пешим ходом подняться из города (Мцхета) в Армазскую крепость, мог на бегу догнать оленя и скрутить его. В то же время долгими молитвами и ночными бодрствованиями, раздачей милостыни нищим праведно служил пред Богом. Святой царь был крайне рассудительным политиком, проявлял великую выдержку и сохранял спокойствие духа при решении государственных вопросов.

На лбу воинского шлема Вахтанга был изображен волк, а сзади - лев. Завидев шлем с изображениями волка и льва, персы начинали кричать друг другу: "Дур аз горгасар" (Берегись волчьей головы). Отсюда и прозвище царя Вахтанга - "Горгасали".

Он изгнал из Картли жрецов-огнепоклонников, выслал в Константинополь, на суд Патриарха архиепископа Михаила, который, склоняясь к монофизитству, насаждаемому в Картли персами, проклял царя и его войско за восстание против них. Константинопольский Патриарх и император Византии послали для хиротонии к Патриарху Антиохийскому присланных царем Вахтангом духовных лиц. Антиохийский Патриарх рукоположил 12 епископов, а Петра - Католикосом.

Вахтанг исполнил завещание святого царя Мириана и построил в Иерусалиме Грузинский Крестовый Монастырь. Вместо деревянной церкви, построенной во время святой Нино во Мцхета, он построил каменный. В его же время было основано несколько новых епархий. Вахтанг построил кафедральный собор в Никози (Шида Картли) и учредил новую Никозскую кафедру. Сюда перезахоронил он мощи святого первомученика Раждена.

Царём Вахтангом были построены крепости Тухариси, Артануджи и Ахиза, основаны монастыри Артануджи, Мере, Шиндоби, Ахиза, построены и основаны множество других крепостей, церквей и монастырей. Он построил новую царскую резиденцию в Уджарма, заложил фундамент новой столицы - Тбилиси. Его политическим кредо были: равноправный союз с православной Византией, независимость и единство Церкви и народа.

В 502 году шестидесятилетнему царю Вахтангу в последний раз пришлось защищать свою страну. В неравной борьбе с персами он был смертельно ранен отравленной стрелой. Перед смертью царь Вахтанг созвал духовенство, семью, царский двор и завещал им быть твёрдыми в Вере и искать смерти ради Имени Христа, дабы получить Вечную Славу.

Вся Грузия оплакивала погибшего за Христа царя. Из царской резиденции в Уджарма почившего царя перевезли в столицу, в воздвигнутый им храм Светицховели, и похоронили с большими почестями.

По благословению Католикос-Патриарха всея Грузии Илии II к Сионскому патриаршему храму был пристроен придел на имя Вахтанга Горгасали, а в городе Рустави воздвигнут кафедральный собор в его честь. Орден Вахтанга Горгасала является одной из высших государственных наград Грузии.

Тбилиси

История Тбилиси так обширна и интересна со всех сторон, что, думаю, писать о ней непрерывно не имеет смысла. Такое удовольствие нужно уметь растягивать и делать в нем паузы.

Одну их этих пауз я хотел бы сделать, в том числе, и для того, чтобы рассказать о Вахтанге Горгасали – том самом царе-охотнике, который открыл серный источник на месте нынешнего Тбилиси.

Что же это был за правитель?

Вахтанг Горгасали

Молодой да ранний, вступивший на престол в 15-летнем возрасте и практически тогда же оказавшийся на поле брани и познавший все ужасы войны, он вошел в историю не только как открывший место и начавший строительство Тбилиси, но и как начавший избавление Грузии от иранского/персидского господства. Да и погиб он от рук врага в 60 лет, правив перед этим 45 (по тем временам и возраст его был велик, и время, проведенное на престоле). Также, как и Давид, причислен к лику святых, похоронен в , перед этим скончавшись от ранений в крепости Уджарма…

Однако, давайте по порядку.

Биографией Горгасала занимался грузинский историк и летописец Джуаншер. Судя по его текстам, с семилетнего возраста будущий царь Вахтанг Горгасал наблюдал свою страну воюющей и частично порабощенной: в те времена в ней правили аланы, кочевой ираноязычный народ. Главой государства была мать Вахтанга, царица Сагдухт, ибо отец его Мирдат умер задолго до того, как Вахтанг мог принять наследование троном.

облик персидских воинов

Одним из фактических плодов деятельности иранских завоевателей было то, что грузины обязаны были воевать в их интересах в Средней Азии и Индии. Повинность не миновала и самого Вахтанга. Вернувшись из похода, царь твердо решил освободить Картли и от этой повинности в частности, и от завоевателей в целом.

Путь к этой цели для него был абсолютно идентичным тому, что впоследствии с этой же целью проделал . Сначала нужно было укрепить царскую власть и указать распоясавшимся феодалам их истинное место, и лишь затем, не боясь диверсий с феодальной стороны, заниматься освобождением страны от иностранного ига. Вахтанг так и поступил.

икона

Помимо укрепления царской власти и усмирения феодалов Вахтанг был занят поиском союзников. И этими союзниками, как и в более позднем случае с Давидом-Строителем, могли бы стать и Византия, и даже римляне, однако те пострадали от нападений мусульман сами. Вопрос с союзничеством долго был открытым.

Параллельно Вахтанг попытался наладить отношения с церковью, которая в те времени стояла отдельно и где-то даже конфликтовала с государственной властью, однако тут возымела место следующая история.

После возвращения из Средней Азии, куда Вахтанг ездил воевать, он решил провести реорганизацию картлийской церкви и с вопросом этим явился к архиепископу Микаэлу.

Вахтанг Горгасали

Он не стал мстить в привычном смысле этого слова – то ли побоялся мстить непосредственно ставленнику Господа, то ли еще по какой причине – сейчас мы уже этого не поймем.

Впоследствии, как мы уже знаем, католикос все же снова сменился традиционной православной схемой церковного руководства, правда, этого момента пришлось ждать несколько столетий.


меч

Однако возможные слухи о всепрощении царя были бы сильно преувеличены. Всепрощение и гуманность он проявил тогда лишь в отношении агрессивного архиепископа. Сторонников иранского порабощения – а таковые в Грузии имелись – он не щадил.


крепость Уджарма, место, в котором умер от ранений Вахтанг

Например, по его приказу был убит Питиахш Варскен, один из влиятельных противников царской власти и сторонников Ирана. И факт этого убийства стал сигналом к началу восстаний и открытого сопротивления Иранским поработителям. В восстании участвовали армянские воины под предводительством Вагана Мамиконяна, также обещали присоединиться наемники-гунны. Однако обещания своего они не выполнили, более того, с их помощью был воплощен заговор об измене. И хоть он и был раскрыт, угроза жизни Вахтанга еще долго сохранялась в силе, из-за чего ему пришлось на некоторое время переместиться в Западную Грузию. Вернувшись обратно, он вновь открыто борется против иранских поработителей и в какой-то момент (увы, в летописях не содержится точной даты) погибает в бою. Как вы знаете, в тот момент он был уже пожилым человеком.


Тбилиси

Впоследствии ему было посвящено множество сказаний, исторических очерков, он до сих пор любим грузинским народом. Говорят, что в эпоху его правления город Тбилиси переживал период экономического и культурного подъема несмотря на оккупацию. Множество вечных стен – крепостей, храмов, церквей ­­- были возведены благодаря Вахтангу, и, несомненно, именно с его подачи Тбилиси уже тогда стал наращивать мощь будущей Столицы.

Вахтанг I Горгасали был царем Иберии. Вышел он из династии Хосроидов. Отцом его был царь Митридат VI, а матерью - царица Сандухта. Причислен к лику святых. Вахтанг явился одним из основоположников государственности в Грузии во 2-й половине 5 века.

Начало правления

После смерти своего отца, Митридата VI, Вахтанг занял престол еще в семилетнем возрасте. До того как он достиг совершеннолетия, его мать, Сандухта, оставалась при нем регентом.

Ко времени начала правления Вахтанга, с середины 5 века, царство Картли находилось в подчинении сасанидского Ирана. В качестве законного вероисповедания здесь практиковался маздеизм - религия доисламского Ирана. Женой его была принцесса Балендухта - дочь Ормидза, царя Персии.

«Волчья голова»

Именно так переводится прозвище «Горгасал» с персидского языка. Что является намеком на форму шлема, который он носил. Буквальный перевод прозвища звучит как «Волчеголовый». Оно было дано царю персами. Согласно преданию, на шлеме у царя спереди имелось изображение головы волка, а сзади - головы льва. Когда персы видели шлем с такими изображениями, они предупреждали друг друга криком: «Дур за горгасар», что означало «берегитесь волчьей головы».

Объединение грузинских земель

Биография Вахтанга Горгасали примечательна тем, что основой его деятельности было стремление к объединению Грузии и уменьшению ее зависимости от власти Ирана. Царь использовал противостояние Византии и Ирана в интересах Картли. Ему удалось вернуть грузинскую провинцию Кларджети, захваченную Византией; присоединить Эрети, которая находилась в сфере влияния Ирана; распространить влияние Картли на Эгриси, западногрузинское государство.

В 460-е годы Вахтанг выступил против кочевников-аланов, заняв крепость Дарьял. Последняя была опорным пунктом Картли на северных границах. После этого им был совершен поход в Западную Грузию, которую он освободил от византийцев.

Царь Вахтанг Горгасали укрепил и восстановил множество крепостей и создал мощную систему фортификационных сооружений.

Победа над огнепоклонниками

В 470-х годах Вахтанг не стал участвовать в военных действиях против Византии. Бинкарана, главного служителя культа огня, он бросил в темницу, а его последователей изгнал из Картлийского царства.

В ответ на это иранцы прислали войско карателей. В результате состоявшихся переговоров Вахтанг был вынужден снова признать свое царство вассалом Ирана. Однако огнепоклонство здесь уже потеряло свой прежний статус.

Получив согласие действующего при нем совещательного органа (дарбази), Вахтанг Горгасали ввел в провинциях должности эриставов, непосредственно подчинявшихся его власти.

Начало церковной реформы

Вахтанг решил добиваться признания самостоятельности Грузинской Православной церкви. С этой целью он начал проведение церковной реформы и обратился с просьбой к восточному римскому императору - направить в Картли священника Петра, с которым он был знаком, и 12 епископов. Петра он хотел поставить во главе церкви в качестве католикоса.

Михаил I, архиепископ Картли, был сильно разгневан этим. До этого у него с царем уже имелись разногласия. Архиепископ объявил Вахтанга вероотступником и проклял его вместе с войском. Чтобы не допустить развития конфликта, царь поехал к Михаилу, преклонил перед ним колена, коснувшись его ризы. Но тот ударил Вахтанга ногой, выбив ему зуб. После этого архиепископ был выслан из страны к патриарху, которым он был определен иноком в монастырь недалеко от Константинополя.

Форпост Христианства на Кавказе

В то время грузинская церковь находилась в подчинении у антиохийской, поэтому Петр и 12 епископов, приехавшие из Константинополя, отправились к Антиохийскому патриарху. Заручившись его благословением, они возвратились в столицу Византии.

Император Лев I Великий вручил им дары, предназначенные для грузинского царя. Кроме того, он направил в Мцхету свою дочь Елену, которая должна была стать женой Вахтанга Горгасали.

Прибыв в Картли, часть епископов стала во главе вновь образованных епархий, а часть сменила сторонников Михаила I. В конце 5-го века в стране было 24 епархии, и она превратилась в форпост христианства на Кавказе.

Смертельное ранение

После того как положение страны укрепилось, борьба с Ираном продолжилась. В 484 году Вахтанг встал во главе крупного восстания грузин и армян. Несмотря на то что восстание было подавлено, режим Сасанидов был ослаблен.

В 502 году в сражении с персами на берегу реки Иори царь был смертельно ранен. Перед смертью Вахтанг Горгасали призвал к себе семью, духовенство и царский двор. Он завещал им соблюдать твердость веры и, чтобы получить вечную славу, искать гибели ради имени Иисуса Христа. Царь был похоронен в соборе Светицховели, где имелась фреска с его изображением.

Память

В планах Вахтанга было перенести столицу в Тбилиси, для этого он произвел ряд строительных работ. Осуществление этого замысла он завещал своему преемнику. Им были построены храмы Ниноцминда и Никози, город-крепость Череми. Наследником царя был его сын Дачи.

А также имя Вахтанга связывают с участием в постройке монастыря в Иерусалиме, носящего имя Святого Креста. Там до 19-го века на одной из стен было его изображение. На хранении в Британском музее находится гемма, на которой изображен мужчина в царском венце. Его идентифицируют с Вахтангом Горгасали.

В Грузии он почитаем и любим народом, являясь образцом мудрости и мужества. Ему посвящено множество поэм, народных стихов, преданий. Грузинской церковью он причислен к лику святых, день его поминовения - 30 ноября.

Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II дал благословение, и к Сионскому патриаршему храму пристроили придел, посвященный Вахтангу Горгасали. А еще в городе Рустави воздвигли в его честь кафедральный собор.