Типы учителей. Презентация "типология педагогов" Типология преподавателя

Они такие разные, и все-таки в одном месте: вузовские преподаватели. Хотите сдать экзамен без труда и проблем? Тогда вам следует довольно точно определить тип вашего преподавателя, чтобы умело найти подход к нему и успешно сдать даже самый сложный экзамен.

Итак, приступаем: вот вам самые часто встречающиеся типы учителей и классификация преподавателей. И если вы еще не знаете, какие бывают преподаватели и учителя – эта информация поможет вам пробиться в университет и существенно облегчит процесс обучения.

Преподаватель - борец за справедливость

Это довольно часто встречающийся класс, какие категории учителей бывают. Кроме того, именно из этого типа преподавателя чаще всего мутируют все остальные.

  • Они искренне верят, что их предмет – самый важный в жизни студента, поэтому с выражением читают каждую лекцию, даже если делают это в 100500-ый раз.
  • Несмотря на то, что во время занятия могут отпустить парочку шуток и приколов, часто бывают довольно суровыми. Тем не менее, террор с их стороны недолго длится.
  • Знают свой предмет вдоль и поперек.
  • Голос повышают нечасто – обычно одного их убийственного взгляда студенту достаточно впасть в уныние, особенно если студент – первокурсник.
  • Во время экзамена оценивают не только знания предмета, но и находчивость и креативность.
  • Оставьте любые попытки списать у них на экзамене – уже много лет назад они изучили все возможные способы, и даже придумали несколько своих.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

Преподаватель - пиявка

Эта классификация учителей в школе однозначно подходит и для преподов в универе. Читайте, узнавайте, ищите своих:

  • Большая часть представителей этого типа – особи женского пола. Собственно, именно это и опасно. Стоит случиться малейшей неприятности в их жизни, как они тут же пытаются выместить свое недовольство на незадачливых учениках.
  • Их конспекты – идолы, на которые студенты должны молиться и читать каждую ночь перед сном.
  • Требуют дотошного знания материала, вплоть до цитат, кавычек и запятых.
  • Ненавидят любого вида творчество, креатив и сообразительность.

Преподаватель - флегма

  • Встречается редко, но встречается. И счастливчик тот студент, которому выпадет честь сдавать экзамен такому преподу!
  • Ведет свой предмет тихо, скромно, по накатанной.
  • Зачет для него – обычный исход ситуации, даже если вы отсутствовали на 99% его лекций, обозвали его «лохом» и подсунули кнопку на сиденье стула.
  • У такого препода не просто легко списать, но и даже легко сдать, абсолютно без шпаргалок и бомб.

Принципиальный преподаватель

С этим видом сложнее всего. Такой препод – наказание каждому студенту, и вот почему:

  • Знает свой предмет безукоризненно хорошо. И требует такого же знания от студентов.
  • Спрашивает на экзамене не только вопрос, но и все, что похоже с его тематикой. И не дай бог вам не ответить. А почему? Да потому что дело принципа! Как же вы можете знать экономику, если не знакомы с механизмами рыночной торговли Уганды?
  • Такой препод – сообразительный, зараза. Смекалка срабатывает на лету, а посему противостоять ему смогут только такие же смекалистые. Впрочем, и у них нет шансов, потому что если преподаватель не захочет – не поставит, а потому что дело принципа!
  • Единственный способ сдать ему экзамен – убедить его, что вы из себя ничего не представляете, не выскочка и не тюфяк, не прогульщик и не ботаник. Обычный середнячек, который просто пришел, чтобы просто сдать то, что выучил.

Преподаватель - молодняк

"Зеленый"

Еще вчерашние студенты уже сегодня пришли на работу или на практику. И с ними тоже будет непросто, и вот почему:

  • Креатив так и прет у них со всех дыр. Еще бы: они столько лет изучали этот предмет и не имели возможности применить все свои «гениальные» идеи на практике! Ну, держитесь – теперь они будут применять их на вас.
  • Милые, добрые, чаще всего – женского пола. Всегда стараются всем угодить, боятся кого-то обидеть.
  • Такого преподавателя легко раскрутить на автомат или быструю сдачу экзамена, построив ему глазки или пригласив на чашечку кофе в местную столовку. Пошла – компромат. Не пошла – у нее будет весь оставшийся год чувство вины, что она разбила ваше чувствительное сердце.

Терпеливый западлист

  • Западлист – потому что дотошный и подлый.
  • Терпеливый – потому что хватает терпения отправлять 90% студентов на пересдачу по 7-8 раз. У других бы уже терпение лопнуло видеть одни и те же лица столько раз. А этот – нет, этот терпит, пусть даже его летний отпуск уже заканчивается. Он терпеливо будет и дальше продолжать издеваться над бедными учащимися.
  • Экзамен принимает с момента открытия университета до момента его закрытия. Не видит ничего страшного поставить экзамен (или того лучше – пересдачу) на 20.00 часов вечера 31 декабря.

С ним, к сожалению, ничего поделать нельзя. Он перестанет вас мучить только тогда, когда ему станет скучно это делать. Так что расслабьтесь и получайте удовольствие.

Конечно, ото всех бед вы не можете быть спасены. Но если вам понадобится существенная подстраховка и помощь – студенческий сервис в вашем распоряжении!

Разделы: Школьная психологическая служба

Эмоциональная сфера детей не должна оставаться без внимания, как со стороны родителей, так и со стороны учителей. От того, как ребенок пройдет период адаптации к школе, зависит его дальнейшее обучение, его статус в классе. Из всего многообразия факторов, затрудняющих процесс социально-психологической адаптации, большую часть составляют особенности эмоциональной сферы. Нам известно, что эмоции играют важную роль на протяжении всей жизни человека. Особую роль приобретают в периоды изменения социальной ситуации развития.

Одной из первостепенных задач педагога-психолога является сопровождение учащихся первых классов. В данном направлении работы очень важно спрогнозировать уровень адаптации ребенка и выявить проблемные зоны, мешающие полной адаптированности к школе. Типология представленная в данной статье позволяет сделать такой прогноз на первом этапе работы учителя начальных классов и психолога.

Существуют различные подходы к изучению проблемы эмоций. Но точка зрения каждого ученого приводит к выводу о том, что эмоциональная система является одной из основных регулятивных систем.

Изучение влияния организации эмоциональной регуляции на социально – психологическую адаптацию детей к школе позволяет увидеть новые аспекты, которые не дают успешно войти ребенку в новую для него среду. Принимая во внимание эмоциональное состояние каждого ребенка, можно выстроить эффективную работу в сфере образования.

В отечественной психологии следует отметить вклад В.В. Лебединского, который занимается проблемой эмоциональных нарушений, как одной из наиболее частых причин отклонений психического развития у детей.

Суть теории В.В. Лебединского, состоит в том, что эмоциональная система является одной из основных регулятивных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности. Он предлагает рассматривать эмоциональную сферу в виде уровневой системы. Согласно этой теории, нарушение функционирования каждого отдельного уровня влечет за собой изменения не только в эмоциональной, но и в потребностной, поведенческой сферах. Попытки проследить закономерности углубления и активизации контакта со средой привели В.В. Лебединского и его сотрудников к выделению четырех основных уровней его организации, составляющих единую, сложно координированную структуру базальной аффективной организации. Эти уровни разрешают качественно различные задачи адаптации. Они не могут подменить друг друга, и ослабление или повреждение одного из уровней приводит к общей аффективной дезадаптации. В то же время чрезмерное усиление механизмов одного из них, выпадение его из общей системы тоже могут стать причиной аффективной дефицитарности. Таким образом, В.В. Лебединский предлагает выделять четыре уровня базальной системы эмоциональной регуляции: уровень полевой активности, уровень стереотипов, уровень экспансии, уровень эмоционального контроля.

Н.Я. Семаго, М.М. Семаго указывают, что данную теорию можно применить и к детям, не имеющих отклонений.

Мне удалось показать, что теорию В.В. Лебединского можно применять не только к детям с отклонениями в развитии, но и к обычным детям.

В результате применения уровневой организации аффективной регуляции по отношению к детям, не имеющим отклонений в развитии, и соотнесение полученных результатов с уровнями социально-психологический адаптации, мне удалось разработать собственную типологию. Полученные данные были подвергнуты качественному анализу с помощью методов математической статистики и программы “SPSS-10”.

Методологическую базу типологии составляет учение об организации эмоциональной регуляции В.В. Лебединского, взгляды на проблему детского развития Л.С. Выготского.

Типология учащихся на основе эмоциональной регуляции

Тип 1. Ребенок не устает от случайных и частых контактов с другими людьми, может долго находиться среди незнакомых людей. Такой ребенок нечувствителен к отрицательной эмоциональной оценке и изменению дистанции во время общения. Обычно неадекватно оценивает свои возможности, недостаточно критичен, с трудом усваивает правила поведения, не стремится их выполнять. Иногда такие дети могут привлекать к себе внимание любыми средствами, подчиняются требованиям только при интенсивной эмоциональной оценке деятельности, под угрозой наказания. Возможны проявления негативизма, а также провоцирование конфликтов между другими, испытывая при этом удовольствие. Могут проявлять несамостоятельность, конформность, а также проявлять кратковременную заинтересованность заданиями.

Тип 2. Такие дети испытывают беспокойство, когда происходит изменение дистанции во время общения, отказываются работать при быстрой смене видов деятельности. Они боязливы, нерешительны при смене обстоятельств, неуверенны в собственных силах, часто перестраховываются в оценке возможных сложностей и трудностей. Ребенок этого типа любит одиночество. Возможны случаи, когда ребенок будет с трудом привыкать к новому учителю, коллективу, к режиму в школе. Также возможен отказ от работы или проявление агрессии при переключении на новый вид деятельности. Часто это дети с низкой коммуникативностью, замкнутые, одинокие, с низкой самооценкой. Такие дети очень внушаемы, мнительны, недоверчивы к мнению окружающих, излишне зависимы от принятых норм поведения. Также они очень несамостоятельны, проявляют неуверенность в правильности своего поведения. Поэтому бывают случаи, когда ребенок неуверен в правильности своего поведения, постоянно обращается за помощью к взрослым, несамостоятелен. Такие дети могут испытывать тревогу и страх, отказываться от деятельности в отсутствии эмоционального соучастия близких.

Тип 3. У детей этого типа присутствуют особенности второго типа. Также для этих детей характерно быстрое пресыщение занятиями, пассивность. Требуется постоянная стимуляция для продолжения деятельности в сложных ситуациях. Часто такие дети не могут принять решение, пассивны, имеют низкую коммуникативность. Это дети не уверенные в себе, трусливые.

Тип 4. У детей четвертого типа присутствуют особенности первого типа. Также им свойственна агрессивность по отношению к учителям, когда ему не позволяют осуществить задуманное. Такие дети нетерпеливы, проявляют мнительную любознательность.

Тип 5. Дети этого типа легко вступают в контакт, при этом не требовательны к качеству общения. Легко может преодолевать трудности. Такой ребенок проявляет кратковременную заинтересованность заданиями, требованиям подчиняется только при интенсивной эмоциональной оценке деятельности под угрозой наказания. В тоже время он боится новых впечатлений, часто возникают резкие перепады настроения. Обычно стремится следовать установленным правилам, легко усваивает их.

Тип 6. Эти дети легко вступают в контакт, допускают близкую дистанцию в общении, но в любой момент может почувствовать дискомфорт от изменения этой дистанции. При быстрой смене деятельности может испытывать дискомфорт. Такой ребенок легко преодолевает трудности, испытывает потребность в симпатии со стороны других людей. Редко проявляет агрессию по отношению к близким или учителю, когда ему не позволяют осуществить задуманное. Возможны проявления мнительной любознательности. Такие дети стремятся следовать заведенным правилам, легко усваивают их.

Тип 7. Эти дети легко вступают в контакт, допускают близкую дистанцию в общении. Обычно стремится следовать установленным правилам, легко усваивает их. Спокойные, уравновешенные, способны выстраивать взаимоотношения с ровесниками и взрослыми, трудолюбивы, ответственны. Способны управлять своим поведением, усердны в достижении цели. Такие дети стремятся следовать заведенным правилам, легко усваивают их.

Соотношение типов учащихся с уровнями социально-психологической адаптации

Дезадаптированность
Низкий
Средний
Адаптированность

Описание работы с данной типологией: учитель получает данную типологию в начале учебного года и, наблюдая за детьми, распределяет их на группы в соответствии с типологией. Такую же работу делает психолог. Для формирования объективной оценки производится сравнительный анализ полученных результатов. Производится корректировка распределения по группам. Затем в соответствии с таблицей делается прогноз относительно каждой группы. С помощью диагностики выявляются основные факторы, препятствующие успешной адаптации.

Литература:

  1. Битянова М. Головокружение от эмоций // Школьный психолог. – 2003.- №10. – С. 8.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология / Под ред. Д.Б.Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с., ил. – (Акад. пед. наук СССР)
  3. Костина Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии. – 2004. – №1. – С. 137 – 143.
  4. Лурье С.Б., Блинова Н.Г., Анисова Е.А. Роль морфофизиологических и психологических особенностей первоклассников в адаптации к систематическому обучению // Мир психологии. – 2002. – №1. – С. 127–134.
  5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога, 2е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2001. – 208 с.
  6. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В.В. Лебединского. – М.: Изд-во Моск. Унив-та, 1990.-197 с.

Накануне Дня учителя мы решили предаться ностальгии и вспомнить замечательные школьные деньки. Мы заметили, что большинство учеников и преподавателей похожи на героев известных фильмов и сериалов, поэтому предлагаем вам немного повеселиться - найти своих друзей и учителей, а может и самого себя среди предложенных типажей. Узнайте, похожи ли вы на Фиби из «Друзей» или Питера Паркера из «Человека-паука».

7 типов преподавателей, которые есть в каждой школе

Ниже мы расскажем о 7 типах учителей, которых вы точно встречали в школе. Думаем, вы легко узнаете их в наших персонажах. А может быть, ваш сегодняшний преподаватель английского похож на одного из них?

Росс из «Друзей» (хороший, но излишне добродушный)

Самый безобидный учитель в школе. Даже если вы что-то не выучили, скажет: «Двойку в журнал пока ставлю только карандашом». С удовольствием делится своими знаниями с учениками, но... они его почти не уважают. Помните, как Росс говорил: «У меня такое правило: либо приходи вовремя, либо вообще не приходи. Мои студенты часто этим пользуются». Да-да, это тот самый тип учителей, уроки которых так легко было срывать и прогуливать, ведь по доброте душевной он никогда не нажалуется родителям и не напишет докладную директору. Учиться с таким преподавателем легко, главное не садиться ему на голову, ведь чаша терпения может переполниться. В редкие минуты гнева он может вести себя высокомерно, так что, если не хотите стать объектом его едких шуток, как Джоуи, знайте меру.

Дарт Вейдер из «Звездных войн» (диктатор)

Очень строгий учитель. Как и юный Энакин Скайуокер, считает, что лучший строй - диктатура. Авторитет его настолько высок, что ученики даже забывают о существовании Императора - директора школы, главное - угодить строгому учителю. Лозунг преподавателя-диктатора - «Сели! Звонок для учителя», ну а раз сила на его стороне, учитель-Дарт Вейдер будет держать вас в ежовых рукавицах учебного процесса до конца перемены. Если вы не сделаете домашнее задание, начнет размахивать шашкой световым мечом - раздавать двойки направо и налево. «Садись, два!» - одна из любимых фраз преподавателя-Вейдера. В общем, если этот учитель не ваш отец, советуем вести себя тише воды, ниже травы и ждать, пока Дарт Вейдер не разозлит Императора настолько, что последний захочет избавиться от него.

Шелдон Купер из «Теории большого взрыва» (умный, но самовлюбленный)

Если этот светоч знаний снизошел до преподавания, готовьтесь учиться, учиться и еще раз учиться. Он будет требовать, чтобы вы знали каждую мелочь по его предмету. Если же вы (не дай бог!) заявите, что на начальном уровне еще не знаете разницы между be going to и will, посчитает вас бездарем и произнесет известную цитату Шелдона: «А знаете, что не продают в магазине контейнеров? Емкости, способные вместить мое разочарование!» Ни в коем случае не пытайтесь спорить с этим типом учителя, даже если на 100% уверены в своей правоте: в лучшем случае Шелдон не будет вас слушать, в худшем - вы станете его врагом, совсем как Лесли Уинкл.

Педант до мозга костей: опоздание на секунду будет караться сакраментальной фразой «Закрой дверь с той стороны». Кроме того, учитель-Шелдон любит строгую дисциплину. Помните знаменитую фразу из школы «Если такой умный, встань на мое место и проведи урок, а я сяду на твое и буду хихикать»? Учителя этого типа часто так говорят. Чтобы укротить Шелдона, бросьте в него комиксами выполненной домашней работой, это на какое-то время развлечет его.

Индиана Джонс из фильмов об Индиане Джонсе (практик, умеющий увлечь)

Преподавание - главное занятие в его жизни. Однако он не просто теоретик, а еще и практик: как только представится возможность, укатит за границу практиковать свой английский, прихватив только шляпу и хлыст. Будучи доблестным борцом со злом и несправедливостью, учитель-Инди не позволит вам прогуливать его уроки, хотя у вас вряд ли возникнет такое желание: природное обаяние и умение объяснять все простыми словами способны завоевать любовь не только миллионов фанатов, но и пары десятков учеников. У него прекрасное чувство юмора, скорее всего, именно на его уроке можно услышать знаменитое «Кто к доске? Лес рук!» А еще он мотивирует нас на действия вместо слов: «Хотите стать археологами - выбирайтесь из библиотек». С таким учителем вы точно будете готовы отправиться и на поиски святого Грааля, и к вершине знаний английского языка.

Доктор Хаус из сериала «Доктор Хаус» (очень умный, но нарушает все правила)

Учитель-Хаус - настоящий мастер своего дела: прекрасно понимает предмет и дает четкие пояснения. В то же время к своим пациентам ученикам он относится цинично и довольно безжалостно. Если вы не можете справиться с заданием, вполне может процитировать свой прототип из сериала: «Вы всегда так глупы или сегодня особый случай?» Этот необычный тип учителя плохо уживается в школе, ведь в учебном учреждении слишком много правил, а Доктор Хаус и правила, как вы помните, - вещи несовместимые. Однако каким бы черствым сухарем он ни казался, все же учитель-Хаус любит свое дело и хочет, чтобы все его подопечные хорошо разбирались в предмете. Так что, несмотря на отвратительный характер, многие ученики обожают его и считают гением преподавания.

Мэри Поппинс из фильма «Мэри Поппинс, до свидания!» (само совершенство)

Практически идеальный учитель, которого уважают абсолютно все ученики. Даже заядлые двоечники и хулиганы слушают ее, затаив дыхание, ведь эта дама (или джентльмен) способна превратить любой урок в волшебную сказку. Учитель-Мэри ратует за индивидуальный подход к каждому ученику. Кроме того, она не боится перемен, так что без зазрения совести выкидывает старые, изжившие себя учебники, с удовольствием пользуется новыми приемами обучения английскому и пропагандирует современные учебники, а не столь почитаемые во многих школах пособия лихих 90-х. Она строгая, но справедливая, к тому же умеет подавать знания в интересной форме и легко прививает любовь к предмету своим ученикам.

Гэндальф из «Властелина колец» (мудрый наставник)

Гэндальф - идеальный учитель: он любит хоббитов учеников и прекрасно знает свое дело. Но главное его достоинство в том, что это тот самый тип учителя, который «только открывает дверь, но войти должны вы сами». Вспомните, Гэндальф указал Фродо путь и мотивировал его идти к цели. На первый взгляд кажется, что хитрый волшебник склонен сваливать свою работу на плечи бедных учеников-хоббитов. Однако это не так. Учитель-Гэндальф прекрасно знает: чтобы разобраться в чем-то, нужна не только помощь преподавателя, но и самостоятельная работа, даже если она предполагает нелегкий путь с множеством препятствий и ошибок. Учитель-волшебник подталкивает учеников в правильном направлении и вдохновляет их на подвиги в учебе, за это его и любят подопечные.

7 типов учеников, которые есть в каждом классе

А теперь давайте вспомним своих одноклассников: кто-то был тихим и скромным, кто-то - веселым и взбалмошным, а кто-то - дотошным и надоедливым. А к какому типу вы бы отнесли своих друзей и себя?

Дейенерис Таргариен из сериала «Игра престолов» (лидер коллектива)

Решительный и уверенный в себе ученик. В то время как учитель считает себя главным в классе, ученик-лидер придерживается другого мнения. Он легко руководит своим кхаласаром классом и не признает других авторитетов кроме самого себя. Обычно у такого ученика есть свои «драконы» - свита, готовая на все ради своего лидера. Несмотря на кажущуюся авторитарность и даже жесткость ученика-лидера, он, как и сама Дейенерис, склонен защищать угнетенных и бороться с авторитарной властью. Так что учителю лучше быть в хороших отношениях с лидером класса, в противном случае последний сильно попортит ему кровь.

Золушка (очень старательный ученик)

Самый тихий и послушный ученик в классе. Чаще всего это неуверенная в себе девочка, которая легко преклоняется перед авторитетом учителя. Она считает, что если будет прилежно работать, то на Земле воцарится мир, а все тыквы превратятся в кареты. Ученица-Золушка очень терпелива и послушна: она будет сидеть над заданием, пока не решит его. Может предпочесть домашнюю работу веселым играм во дворе, ведь у нее попросту не хватит совести соврать учителю, что тетрадку с задачами порвала злая мачеха. Следует сказать, что старания Золушки, как правило, окупаются сторицей: она хорошо оканчивает школу и поступает в университет даже без помощи феи-крестной.

Гермиона Грейнджер из серии фильмов о Гарри Поттере (отличница, мечта учителя)

Гермиона так же старательна и прилежна, как Золушка, но, в отличие от последней, учеба доставляет ей одно удовольствие. Ученик-Гермиона обожает получать новые знания и не упускает случая блеснуть ими. Ей свойственна некоторая высокомерность, поэтому друзей у нее мало. Надо сказать, что учителям не нравится ученик-выскочка, так что от них бедной отличнице тоже не приходится ждать поддержки. Впрочем, это совсем не мешает ей быть лучшей в классе и ежедневно совершать учебные подвиги. Пока ее одноклассники ходят на балы дискотеки, отличница штудирует учебники и штурмует новые высоты английского и других предметов. Если же Гермионе удастся унять свое высокомерие, она легко завоюет преданных друзей на всю жизнь вроде Гарри и Рона.

Барни Стинсон из сериала «Как я встретил вашу маму» (весельчак-тусовщик)

Самый веселый и обаятельный парень в классе. Настоящая звезда: любит быть в центре внимания, так что часто разыгрывает учителя и веселит своих одноклассников, его даже называют школьным клоуном. Все девочки влюблены в него, а все мальчики ему подражают. Ученик-Барни настолько обаятельный и ловкий в общении, что легко может уговорить учителя отпустить весь класс с урока. Если же это не удастся, Барни уведет класс играть в лазертаг и без разрешения преподавателя. Его чарам не поддаются только Гермиона, которая обожает учебу, и Золушка, которая просто не решится нарушить дисциплину. Барни неглуп и неплохо учится, однако постоянно ищет приключения на свою голову и призывает весь класс поступать так же.

Фиби из сериала «Друзья» (странный творческий ученик)

Очень странная ученица (зачастую ученик), у которой мало друзей, ведь не все могут понять ее специфический юмор и нестандартное поведение. Как правило, учеба ее не особо интересует, зато она увлекается творчеством: может талантливо рисовать электрические цепи в стиле ар-деко на уроке физики или петь Smelly cat на уроке английского. Большинство учеников сторонятся Фиби, и даже лидер ее, как правило, не трогает, ведь никто не знает, чего от нее можно ожидать. Эта ученица живет в своем маленьком уютном мирке, и если кто-то пытается нарушить его границы, Фиби может накричать на обидчика и дать достойный отпор.

Грима Червеуст/Гнилоуст из «Властелина колец» (ябеда, докладчик)

Этого ученика не любит весь класс, тем не менее живется ему неплохо из-за того, что он может влезть в доверие к королю Рохана практически любому учителю. Он знает все: кто разбил окно в столовой, кто ловит покемонов на уроке физкультуры, кто списал домашнее задание у Гермионы и т. д. Все эти новости тут же докладываются главному Саруману учебного заведения. Хоть Грима и вызывает лишь отвращение, с ним надо быть настороже и держать язык за зубами, особенно если рядом с вами нет учителя-Гэндальфа, который не терпит докладчиков и умеет избавлять от них школьное королевство.

Питер Паркер / Человек-паук из фильмов о человеке-пауке (аутсайдер)

В каждом классе есть такой «мальчик для битья». Он очень тихий и скромный, прилежно учится и затравленно смотрит по сторонам. Сразу после уроков идет домой и делает домашнее задание, никогда не играет портфелем в футбол и не хулиганит. Он чем-то похож на Золушку, однако если к ней относятся снисходительно, то Питер часто становится объектом насмешек и не верит в светлое будущее в отличие от той же Золушки. Остается надеяться, что однажды такому ученику повезет и радиоактивный паук все же разбудит в нем решительность и уверенность в себе.

Конечно, эта статья - всего лишь шутка, и мы надеемся, вы с теплом вспомнили своих школьных друзей и любимых учителей. Кстати, в нашей школе работают только преподаватели с типажами Мэри Поппинс, Гэндальф и Индиана Джонс, так что если вы любите этих персонажей, приглашаем вас на в Хогвартс «Инглекс».

Главной из основных профессиональных значимых качеств педагога является его личностная направленность. Предпочтение основных стратегий деятельности задает три типа тенденции:

1) подлинно педагогическую;

2) формально педагогическую;

3) ложно педагогическую.

Только первый тип направленности благотворен для получения высоких результатов в работе педагога.

Основным мотивом поистине педагогической направленности является интерес к содержанию самой деятельности педагога.

Л. Фестингер классифицирует учителей с учетом их суждений о результативности учащихся. Он считает, что существуют два вида заключений о результативности:

1) заключение о достижениях на основе сопоставления результатов с прежними достижениями (индивидуальная относительная норма);

2) заключение о достижениях при сравнении достигнутого результата человека с соответствующими результатами других людей (социальная относительная норма, критерий различий).

В первом случае сравнение осуществляется в определенной временной перспективе развития человека; во втором - при сравнении результата по отношению к результатам других людей, при этом часто в определенном временном периоде.

Результаты эмпирических наблюдений подтверждают наличие различий в стратегиях и тактиках учителей, которые ориентированы на "развитие" и на "результативность" школьников.

Учителя, которые стремятся к "развитию", довольно часто обращают внимание на изменчивые факторы учебных достижений; учителя, стремящиеся к "результативности", больше уделяют внимание устойчивым факторам достижения в учебе. Исходя из этого учителя, которые ориентированы на "результативность", считают возможным производить длительные прогнозы школьной успеваемости и будущей профессиональной карьеры школьников. Учителя, которые ориентированы на "развитие" и на "результативность", по-разному подкрепляют успех ученика.

Учителя, направленные на "результативность", хвалят школьников, показатели которых превосходят средние, даже при условии снижения их успеваемости. Педагоги, которые стремятся к "развитию", в подобной ситуации порицают таких учеников. При этом только последние реагируют похвалой на чуть заметные успехи своих учеников. Также они позитивно подкрепляют и оказывают помощь ученикам в учебной деятельности. В противоположность этому учителя, которые направлены на "результативность", хвалят или ругают тогда, когда учебный результат уже получен.

Существование в каждой выборке учителей двух крайних типов преподавателей было подтверждено данными исследований Д. Райиса. Он обозначил данные типы как тип Х и тип У.

Тип Х направлен прежде всего на развитие личности ребенка, опираясь на эмоциональные и социальные факторы. Такому учителю свойственны непринужденная манера преподавания, индивидуальный подход, искренний, дружеский тон общения.

Тип У стремится только к умственному развитию учащихся. Он строго придерживается содержания изучаемой программы.

Но, несмотря на тип учителя, хороший учитель - это тот, у которого "все дети хотели и могли с помощью учителя хорошо учиться".

К важнейших качеств преподавателя, способствующие успешному выполнению им своих функций, принадлежит педагогическая коммуникативность. Много трудностей и неудач в педагогической деятельности обусловлено именно недостатками сферы профессионально-педагогического общения. Педагогическое общение - это совокупность методов и средств, применение которых обеспечивает достижение цели обучения и воспитания, и определяет характер взаимодействия между двумя главными субъектами педагогического процесса. Известный российский психолог В.А. Кан-Калик выделяет такие стили педагогического общения.

1.Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношение к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: "За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят". В высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профильных кафедрах.

2.Общение на основе дружеского отношения. Этот вид коммуникации предусматривает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности (но при этом следует избегать панибратства). Особенно это касается молодых педагогов, если они не желают попасть в конфликтную ситуацию.

3.Общение-дистанция. Это наиболее распространенный тип педагогического общения, за которого постоянно наблюдается дистанция во всех сферах: образовании - со ссылкой на авторитет и профессионализм; воспитании - на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношения "учитель - ученики". Но это не означает, что ученики должны воспринимать педагога как ровесника.

4.Общение-заигрывание. Оно свойственно молодым преподавателям, которые чрезмерно стремятся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь фальшивый, дешевый авторитет.

Как правило, в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в определенной пропорции при доминировании одного из них.

Заслуживает внимание классификация стилей педагогического общения, предложенная М. Таленом: "Сократ" - Педагог с репутацией любителя споров и дискуссий, которые он намеренно провоцирует на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе через постоянную конфронтацию: студенты усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать; "Руководитель групповой дискуссии" - Главным в учебно-воспитательном процессе педагог считает достижение согласия и сотрудничества между студентами, беря на себя роль посредника, для которого поиск демократического консенсуса важнее результат дискуссии; "Мастер" - Педагог выступает как образец для подражания, который необходимо безусловно копировать, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще; "Генерал" - Не допускает любого двузначного смысла, подчеркнуто требовательный, жестко добивается послушания, поскольку считает, что всегда и во всем прав, а студент, как солдат-новобранец, должен беспрекословно подчиняться приказам. По данным Г. Талена, этот стиль распространен в педагогической практике больше, чем все другие вместе; "Менеджер" - Распространен в радикально ориентированных школах и связан с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением инициативы и самостоятельности учащихся. Педагог стремится к обсуждению с каждым учеником смысла задачи, качественного контроля и оценки конечного результата; "Тренер" - Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Ученики при этом выступают игроками одной команды, где каждый в частности не важен как индивидуальность, а все вместе составляют силу. Педагогу отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа; "Гид" - Воплощенный образ "ходячей энциклопедии". Лаконичный, точный, сдержанный. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен, и именно поэтому часто откровенно скучный.

В зависимости от качества владения мастерством педагогического общения студенты относят преподавателя к соответствующей категории: Преподаватели - "вечные студенты" - Понимают студентов, видят в них личность, охотно общаются на разные темы, обладают высоким интеллектом и профессионализмом; Преподаватели - "бывшие моряки" - Пытаются установить военную дисциплину. Требуют полного и безусловного принятия их мысли. Ценят "рабство", а не интеллект и умение логически мыслить. Пытаются задавить "я" студента путем административных мер; Преподаватели-формалисты - На работе "отбывают" свои часы. К студентов безразличны: делайте, что хотите, чтобы мне не мешали; "Безразличны", "завистливые", "ограниченные", "господа", "работы" - Преподаватели, которые за человеческими и профессиональными качествами не соответствуют идеалу, приемлемом для студента; "Трудяги", "гурманы", "друзья" - Преподаватели, которые пользуются авторитетом у студентов в связи с отдельными привлекательными личностными чертами; "Преподаватель-стандарт" - Знает свой предмет, живет своей работой. Тяжелый в общении. Амбициозный. Упрямый, не интересен ни себе, ни студентам.

Важное место в учебно-воспитательном процессе высшей школы принадлежит личности преподавателя, его коммуникативным навыкам, способности устанавливать диалог со студентом, понимать и адекватно воспринимать мир другой - не подчиненного, а равноправного партнера, коллеги в сложном искусстве обучения.