Виды сложноподчиненных предложений презентация. Презентация - Сложноподчинённое предложение

Cлайд 1

Cлайд 2

Сложноподчиненное предложение - - Сложноподчиненное предложение имеет две части: главную и придаточную. - Такое сложное предложение, части которого соединяются союзами и союзными словами.

Cлайд 3

1.Определите и выпишите предложение, которое является сложноподчиненным. 1.Я шел вдоль ручейка,а он все звонче журчал и журчал. 2.В ряде мест люди проложили к ручейку тропинки. 3.В летнюю пору, в зной, вероятно, не один человек приклонил здесь колена, чтобы утолить жажду. 4.Солнце играло в переливах воды, а ручеек искрился, все пел и пел о разном.

Cлайд 5

2.Определите, какая часть в данном сложноподчиненном предложении является главной, а какая –придаточной. Что образование и построение языка –процесс коллективный, это неопровержимо установлено и лингвистикой, и историей культуры. а)первая часть главная, вторая придаточная. б)вторая часть главная, а первая придаточная. в)придаточная часть находится внутри главной. г)нельзя выбрать главную и придаточную часть в предложении.

Cлайд 6

Cлайд 7

4.Соедините половинки сложных предложений. Выделите среди них главное и придаточное, определите вид придаточного предложения

Cлайд 8

. 1. Николай и не заметил, 2. Скучен день до вечера, 3. Чтобы получить хорошую профессию, 4. Которая бывает в начале сентября, 5. Воздух пропитан ароматом трав, надо прилежно учиться. установилась теплая, солнечная погода. тихо шелестящих под ветром. что стало светать. коли делать нечего.

Cлайд 9

Проверьте! Николай и не заметил, что стало светать.(Придаточное изъяснительное). Скучен день до вечера, коли делать нечего.(придаточное условия). Чтобы получить хорошую профессию, надо прилежно учиться.(придаточное цели). Установилась теплая, солнечная погода, которая бывает в начале сентября.(придаточное определительное). Воздух пропитан ароматом трав, тихо шелестящих под ветром.(простое предложение с причастным оборотом).

Cлайд 10

6. Спишите, расставьте знаки препинания, раскройте скобки. Определите, какое предложение является «лишним». 1)(Не)смотря на то что был гололед, автобусы вышли на линию. 2)(Не)смотря на меня он угрюмо шел. 3)Мы прекрасно провели время (не)смотря на то что лето было дождливое.

Cлайд 11

2

Cлайд 12

В пору цветения, если тронуть сосну, она окутывается золотистым душистым облаком пыльцы 1. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. 2. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. 3. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. 4. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. № 1 Определите вид придаточного предложения

Cлайд 13

№ 2 Определите вид придаточного предложения Мы стали делать зарубки на деревьях, для того чтобы не заблудиться в лесу. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия.

Cлайд 14

№ 3 Определите вид придаточного предложения Отец толковал мне, что теперь вся степная птица прячется с молодыми детьми по низким ложбинам. Сложноподчиненное предложение с придаточным места. Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

Cлайд 15

№ 4 Определите вид придаточного предложения Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят. Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

Cлайд 16

№ 5 Определите вид придаточного предложения Петя с Долоховым проехали часового, который мрачно ходил по мосту. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным места. Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки.

Cлайд 17

№6 Определите вид придаточного предложения И слышно было до рассвета, как ликовал француз. Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. Сложноподчиненное предложение с придаточным меры и степени. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

Cлайд 18

№7 Определите вид придаточного предложения Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия.

Cлайд 19

№ 8 Определите вид придаточного предложения Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия. Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

Cлайд 20

№ 9 Определите вид придаточного предложения Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

Cлайд 21

№ 10 Определите вид придаточного предложения Маленький дом, где я живу, заслуживает описания. Сложноподчиненное предложение с придаточным места. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия.

Cлайд 22

№ 11 Определите вид придаточного предложения На дворе стояла совершенно черная непроницаемая ночь, так что сначала Ромашову приходилось точно слепому ощупывать перед собой дорогу. Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия.

Cлайд 23

№ 12 Определите вид придаточного предложения Мне кажется, что я не покидал России. Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия.

Cлайд 24

№ 13 Определите вид придаточного предложения Я вырастал в глухое время, когда весь мир был глух и тих. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели.

Cлайд 25

№ 14 Определите вид придаточного предложения В небольшой комнате, которую занимал Нехлюдов, стоял старый кожаный диван, обитый медными гвоздиками. Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

Cлайд 26

№ 15 Определите вид придаточного предложения Пишу, пишу рукой небрежной, чтоб здесь чрез много скучных лет от жизни краткой, но мятежной какой-нибудь остался след. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения.

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. (поясняют (определяют) имя существительное или местоимение). Отвечает на вопрос: какой?, чей? Отвечает на вопрос: какой?, чей? Имеет союзные слова: какой, который, каков, чей, кто, что, где. Имеет союзные слова: какой, который, каков, чей, кто, что, где. В главном предложение есть указательные слова: тот, такой, таков, все, каждый, всякий, любой. В главном предложение есть указательные слова: тот, такой, таков, все, каждый, всякий, любой.


Примеры: Первая и самая большая роскошь, которую я себе позволяю, это доверие к людям. Первая и самая большая роскошь, которую я себе позволяю, это доверие к людям. Хорошо смеется тот, кто смеется последним. Хорошо смеется тот, кто смеется последним. Расскажу ту сказку, которую мама любила. Расскажу ту сказку, которую мама любила.


Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. (поясняют слово чаще всего сказуемое). Отвечают на падежные вопросы. Отвечают на падежные вопросы. Имеют союзы (что, чтобы, как будто, словно) и союзные слова (кто, что, чей, как, отчего, зачем, почему, где, когда, куда, сколько). Имеют союзы (что, чтобы, как будто, словно) и союзные слова (кто, что, чей, как, отчего, зачем, почему, где, когда, куда, сколько). В главном предложений есть указательные слова: то, тот. В главном предложений есть указательные слова: то, тот.


Примеры: Для большей ясности романа здесь объявить мне вам пора, что страстно влюблена в улана была одна ее сестра. Для большей ясности романа здесь объявить мне вам пора, что страстно влюблена в улана была одна ее сестра. Чем больше кошку гладишь, тем больше она горб подымает. Чем больше кошку гладишь, тем больше она горб подымает. На то и щука, чтоб карась не дремал. На то и щука, чтоб карась не дремал.




Сложноподчиненное предложение с придаточным места. Отвечают на вопросы: где?, куда?, откуда?. Отвечают на вопросы: где?, куда?, откуда?. Имеют в предложениях союзные слова: где, куда, откуда. Имеют в предложениях союзные слова: где, куда, откуда. В главной части предложения есть указательные слова: там, туда, оттуда, везде, всюду. В главной части предложения есть указательные слова: там, туда, оттуда, везде, всюду. Пример: Откуда ветер, оттуда и дождь. Куда ветер дует, туда и тучи несутся.


Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Отвечают на вопросы: когда?, как долго?, с каких пор?, на сколько времени? Отвечают на вопросы: когда?, как долго?, с каких пор?, на сколько времени? В предложение имеются союзы: когда, пока, как только, лишь только, едва, в то время как, покамест, прежде чем. В предложение имеются союзы: когда, пока, как только, лишь только, едва, в то время как, покамест, прежде чем. В главной части есть указательные слова: тогда, до тех пор. В главной части есть указательные слова: тогда, до тех пор. Примеры: Когда пьешь воду, помни об источнике. Молодость и здоровье ценят тогда, когда они уходят.


Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. Отвечают на вопросы: как?, насколько?. Отвечают на вопросы: как?, насколько?. В предложений есть союзы: как, будто, как будто, словно, точно подобно, тому как, чем- тем. В предложений есть союзы: как, будто, как будто, словно, точно подобно, тому как, чем- тем. Пример: Нашу речку, точно в сказке, за ночь вымостил мороз.


Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени. Отвечают на вопрос: как?, каким образом?, в какой мере?, до какой степени?. Отвечают на вопрос: как?, каким образом?, в какой мере?, до какой степени?. В предложение есть союзы (что, чтобы, как, как будто, словно, точно) и союзные слова (как, насколько). В предложение есть союзы (что, чтобы, как, как будто, словно, точно) и союзные слова (как, насколько). В главном предложений имеются указательные слова: так, такой, таким образом, насколько. В главном предложений имеются указательные слова: так, такой, таким образом, насколько. Пример: Князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись.


Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Отвечают на вопросы: зачем?, с какой целью?, для чего?. Отвечают на вопросы: зачем?, с какой целью?, для чего?. В предложение есть союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы. В предложение есть союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы. В главном предложений имеются указательные слова: для того, затем, с тем. В главном предложений имеются указательные слова: для того, затем, с тем. Пример: Пришлось остановиться, чтобы навести порядок.


Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. Отвечают на вопрос: при каком условий?. Отвечают на вопрос: при каком условий?. В предложение есть союзы: если, когда, кабы, ежели, коли (коль), как скоро. В предложение есть союзы: если, когда, кабы, ежели, коли (коль), как скоро. В главном предложений имеются указательные слова: в том случае, тогда. В главном предложений имеются указательные слова: в том случае, тогда. Пример: Коль ты старый человек, дядей будешь нам навек.
Причина: Отвечают на вопросы: почему?, отчего?, по какой причине?. Отвечают на вопросы: почему?, отчего?, по какой причине?. В предложение есть союзы: потому что, оттого что, так как, ибо, затем что, благодаря тому что, ввиду того что. В предложение есть союзы: потому что, оттого что, так как, ибо, затем что, благодаря тому что, ввиду того что. В главном предложений имеются указательные слова: потому, оттого, ввиду того, вследствие того. В главном предложений имеются указательные слова: потому, оттого, ввиду того, вследствие того. Пример: Меня лечил полковой цирюльник, ибо в крепости другого лекаря не было.


Следствие. Отвечают на вопрос: что из этого следует?. Отвечают на вопрос: что из этого следует?. В предложение есть союз: так что. В предложение есть союз: так что. Пример: У заборов росли липы, бросавшие теперь при луне широкую тень, так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потемках.


Сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным. Отвечают на вопросы: несмотря на что?, вопреки чему?. Отвечают на вопросы: несмотря на что?, вопреки чему?. В предложение есть союзы: хотя, несмотря, на то сто, пусть, пускай. В предложение есть союзы: хотя, несмотря, на то сто, пусть, пускай. Пример: Хоть юность в нем купит, но не жесток в нем дух державный. Пример: Хоть юность в нем купит, но не жесток в нем дух державный.

Слайд 1

Составила: учитель русского языка МОУ «СОШ №7» г. Лысьва Кандакова Нина Геннадьевна
Сложноподчинённое предложение

Слайд 2

Сложные предложения (две или несколько основ)
по наличию союза Союзные бессоюзные (БСП) , по значению союза Сложносоч. Сложноподч. ССП СПП ,союз ,(союз)

Слайд 3

Сложноподчинённые предложения
Сложноподчинённые предложения – это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительными союзами или союзными словами. (П/с…), . ,(п/с…). […,(п/с…), ].

Слайд 4

Подчинительные союзы
служат для связи простых не равноправных по смыслу предложений в сложное, то есть от одного простого предложения можно задать вопрос к другому. Ясно было, (что?) что старика огорчало небрежение Печорина. Подчинительные союзы: что, чтобы, как, словно, будто, если, ибо, потому что, так как, хотя…

Слайд 5

В роли союзных слов выступают:
Относительные местоимения; Наречия;
Кто, что, какой, чей, который, сколько Где, куда, откуда, когда, как, отчего
Умей отличать Союзные слова Подчинительные союзы
1) Падает логическое ударение 2) Можно задать вопрос 3) Являются членом предл. 4) Замена др.(значимым) словом. 5) Нельзя опустить 6) Из придаточной части можно сформулировать вопрос. пр-ие.
1) Произносятся быстро 2) Не отвечают ни на какой вопрос 3) Не являются членом предлож. 4) Замена другим союзом 5) Можно опустить 6) Нельзя сформулировать вопрос. предложение

Слайд 6

Отметьте предложения с союзными словами.
1.Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением. 2. Около деревни протекает река, исток которой находится в лесных предгорьях. 3. Чем ниже мы спускались, тем гуще становился лес и тенистее дорога. 4. Он не мог сказать, когда вернулся домой. 5. Был прекрасный июльский день, один из тех, когда погода установилась надолго. 6. В чужом доме надо вести себя так, как там принято. 7. Через несколько минут Лужину стало скучно, как когда горло обвязано и нельзя выходить. 8. При одном тропическом дожде на землю нередко выливается столько воды, сколько у нас выпадает за месяц. 9. Наступает час, когда сказка заносится на бумагу.

Слайд 7

УРА! Я МОЛОДЕЦ!

Слайд 8

Придётся подумать ещё!

Слайд 9

Виды придаточных предложений
по значению (задаём вопрос) Определ.(какой?) обстоят.(где? когда? куда?..) изъяснит. (падежн. вопрос)

Слайд 10

Придаточное определительное
Отвечает на вопрос определения (какой?) Относится к существительному, которое находится в главном предложении; Всегда стоит после главного предложения. В деревне, где мы остановились, остались только старики. [ в деревне,(где…), …]. Воздух был полон свежестью, которая бывает только после грозы. [ свежестью…], (которая…).

Слайд 11

Из данных предложений построить СПП с придаточным определительным
Место было поистине очаровательным. Мы приехали сюда. Маша прошла несколько шагов до того места и остановилась. Там тропа огибала высокий косогор.

Слайд 12

Придаточные местоимённо - определительные
Отвечают на вопрос какой? Относятся к местоимению (тот, каждый, весь и др.) в главном предложении, употреблённом в значении существительного. Каждый, кто молод, встань с нами вместе. [Мест. каждый, (кто…), …] Кто ищет, тот всегда найдёт. (Кто….), [ мест. тот ].

Слайд 13

Придаточные изъяснительные
Отвечают на падежные вопросы; Относятся к членам предложения со значением речи, мысли, чувства;(Р,М,Ч) Недаром говорится, что дело мастера боится. [ гл. ] , (что…) Прикрепляются при помощи 1) союзов что, как, будто, чтобы… Говорили, будто его видели в городе. [ гл. ], (будто…) 2) союзных слов (относ. мест. и наречия); Дети чувствуют, кто их любит. [ гл. ], (кто …) 3) частицы ли. Я не знаю, буду ли я дома. [ гл. ], (ли…..)

Слайд 14

Придаточные изъяснительные могут служить для передачи косвенной речи:
При помощи союзов что, как, будто – косвенные сообщения; Мы знаем, что эту работу выполним хорошо. [ гл. ], (что…). Чтобы – косвенные побуждения; Мать требовала, чтобы я всё больше учил стихов. , (чтобы…). Союзных слов и союза ли – косвенные вопросы. Объясните, в чём состоит ваша просьба. [ гл. ] , (в чём…).

Слайд 15

Записать цитаты (полностью или частично) в виде СПП с придаточными изъяснительными
«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе». (Д.С.Лихачёв) «То были годы её (А.Ахматовой) первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов». (К.Чуковский) «Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто». (В.Некрасов)

Слайд 16

Определить вид придаточных предложений
И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт. 2. Ах! То было и моим, Чем так сладко жить, То, чего, расставшись с ним, Вечно не забыть. Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого. Художник видит то, чего не видят остальные. 5. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник?
Определительное
Мест.- определительное
Мест.- определительное
Мест.- определительное
Изъяснительное

Слайд 17

Придаточные обстоятельственные
Отвечают на вопросы обстоятельства; Не жаль сил, если они дают такие результаты. , (если…) Присоединяются ко всему главному предложению; Присоединяются союзными словами (только придаточные места, образа действия и степени) и союзами. Наконец мы оправились настолько, что могли продолжать путешествие. [ гл + настолько… ], (что…).

Слайд 18


Виды обст.придаточных На какой вопрос отвечают Чем присоединяются Примеры
Образа действия и степени Как? Каким образом? Насколько? В какой степени? Союзные слова: как, сколько, насколько; Союзы: что, словно, будто, чтобы как будто, точно Я оформил всё так, как требовал стандарт. Я оформил всё так хорошо, что заслужил похвалы мастера.

Слайд 19

Виды придаточных обстоятельственных
Места где? куда? откуда? Союзные слова: где, куда, откуда Куда река пошла, там и русло будет
Времени когда? с каких пор? до каких пор? Союзы: когда (когда…то), пока, едва, как только, с тех пор как, до тех пор, пока… Пока не взошло солнце, дышать было легко.

Слайд 20

Виды придаточных обстоятельственных
Условия при каком условии? Союзы: если, (если…то), когда, раз, кабы… Когда труд – удовольствие, жизнь хороша.
Причины почему? Союзы: так как, потому что, оттого что, ибо, вследствие того что… Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.
Цели для чего? зачем? с какой целью? Чтобы, для того чтобы, дабы.. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.

Слайд 21

Виды придаточных обстоятельственных
Сравнения как? Союзы: как, чем, чем – тем, словно, будто, точно, как будто… Воздух только изредка дрожал, как дрожит вода, возмущённая падением ветки.
Уступки несмотря на что? Союзы: хотя, несмотря на то что, пускай, как ни.. Хотя эксперимент проведён тщательно, результата не было.
Следствия что было следствием? Союзы: так что Дожди размыли дорогу, так что пришлось идти пешком.

Слайд 22

Замените простое предложение СПП с придаточным обстоятельственным
С наступлением холодов работа геологов не прекратилась. На месте впадения реки в озеро растёт новый город. Хотя наступили холода, работа геологов не прекратилась. (Хотя…), . Там, где река впадает в озеро, растёт новый город. [Там, (где…), …].

Слайд 23

Нарисовать схемы предложений, указать виды придаточных предложений.
1. Мы едва тащились шагом, потому что мокрый снег прилипал к колёсам и даже тормозил их. 2. Чуть – чуть светлела красноватая полоска там, где село солнышко. 3. Если дружба велика, будет Родина крепка. 4. Снаружи палатка была аккуратно окопана рвом, чтобы не натекала дождевая вода. 5. Когда утих ветер, море успокоилось.
, (потому что)
, (где)
(Если),
, (чтобы)
(Когда),

Слайд 24

Определите вид придаточного предложения
1.Я рассказал про красоту тех мест, куда я еду на лето. 2.Ему и без того казалось, что его несут слишком медленно. 3.Там, где была раньше одинокая скала, лежала груда обломков. 4.Когда люди живут душа в душу, они понимают друг друга с полуслова. 5.Хотел бы, чтоб такая тебя полюбила? 6.Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл изгнанником два года незаметных. 7.Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться. 8.Я не забыл заметить, где поставили наших лошадей. 9.Герасим не показывался, так что вместо него за водой должен был съездить кучер Потап. 10.Кто землю лелеет, того земля жалеет.
определ
изъяснит
обстоят.
обстоят.
изъяснит.
определ
обстоят.
изъяснит
обстоят.
мест.- опред.

Слайд 25


Сколько н… тренировался, результаты были низкие. Кто н… приезжал сюда, всем нравилось. Кто н… приезжал сюда, обязательно должен приехать. Кто только сюда н… приезжал! Кто н… знает об этом?

Слайд 26

НЕ и НИ. Отметьте слова, в которых пишется И
6. Как н… меняется жизнь, пословицы не стареют. 7. С вашими способностями как н… учиться! 8. Как н… печально говорить об этом, но надо. 9. Добьюсь своего, чего бы это мне н… стоило. 10.Когда он н… видел море, он вспоминал шум прибоя. 11.Как н… любить море! 12.Сколько н… смотри на море, оно не надоест.
НИ: 1;2;6;8;9;12

Слайд 27

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания
Контрольный диктант. Дуб. Уже было начало июня когда князь Андрей возвращаясь домой ехал опять в ту берёзовую рощу в которой этот старый, к..рявый дуб так стра…о и памятно пор…зил его. Бубенчики ещё глуше звенели в лесу чем полтора месяца тому назад; всё было полно т…нисто и густо и молодые ели ра…ыпа…ые по лесу (не)нарушали общей красоты и подделываясь под общий характер нежно зеленели пушистыми м…л…дыми побегами… Да здесь в этом лесу был этот дуб с которым мы были согласны подумал князь Андрей. Да где он? подумал опять князь Андрей глядя на левую ст..р..ну дороги и сам того (не)зная (не)узнавая его любовался тем дубом которого он искал. Старый дуб весь пр…ображё…ый раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени млел чуть к…лыхаясь в лучах вечернего солнца.(Н..) корявых пальцев (н…) б…лячек (н…) старого (не)доверия и горя (н…)чего (не)было видно. Скозь ж…сткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные м..л…одые лист…я так что верить нельзя было что этот старик произвёл их. Да, это тот самый дуб подумал князь Андрей и на него вдруг нашло бе…причи…ое, весе…ее чувство радости и обновления.

Слайд 28

Проверим!
Дуб. Уже было начало июня, когда князь Андрей,возвращаясь домой, ехал опять в ту берёзовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики ещё глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; всё было полно, тенисто и густо, и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами… « Да, здесь,в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны», - подумал князь Андрей. «Да где он?» - подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги, и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя - ничего не было видно. Сквозь жёсткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвёл их. «Да, это тот самый дуб», - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления.

Слайд 29

СПП с двумя или несколькими придаточными делятся:
1. СПП с последовательным подчинением (к главному предложению присоединяется цепь придаточных: к главному присоединяется 1 –ое придаточное, 1 -ому придаточному подчинено второе, 2- ому – третье и т.д.) Она сказала, что, если он болен, необходимо лечиться. , (что,(если…),…). 2. СПП с параллельным подчинением (части с разным значением, которые относятся к разным словам в главной части). Когда мы пришли в школу, директор представил нам новых учителей, которые будут работать в этом году. (Когда…), , (которые…). 3. СПП с однородным подчинением (части с одинаковым значением, которые относятся к одному слову в главной части и произносятся с перечислительной интонацией. Запятые ставим как при однородных членах предложения). Ты помнишь, товарищ, как вместе сражались, как нас обнимала гроза? , (как…), (как…)? 4. СПП с комбинированным подчинением (придаточные объединены разными типами подчинения). В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберёшь, идёт ли снег с неба или с земли. [ …, (куда…),… ], (так что …), (ли…).

Слайд 30

Отметьте СПП с однородным подчинением (знаки не расставлены)
1.Не было казалось никакой надежды что дождь сегодня перестанет и мы продолжим свой путь. 2.Слышно было как ветер трепал кусты деревьев как неистовствовало море и лаяли в селении собаки. 3.Лужин брезгливо подумал что нынче все в доме сошли с ума и пошёл к себе в комнату где на столе его ждали шахматы. 4.Слушая Билибина он соображал как на военном совете он подаст своё мнение и как ему одному будет поручено исполнение плана. 5.Как только выйдешь в узкую дверь со двора сразу по правой руке росла яблоня которая у нас называлась липовой. 6.Пока Шамохин говорил я заметил что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие. 7.Мы с Рагимом варим уху из только что наловленной рыбы и оба находимся в том настроении когда всё кажется прозрачным и на сердце так чисто и нет иных желаний кроме желания думать. 8.Вероятно бог создавая человека догадывался на какие муки его обрекает и дал ему огромный запас сил и терпения.

Слайд 31

Отметьте СПП с последовательным подчинением (запятые не расставлены).
1.Воспитывай в себе идеалы будущего ибо это своего рода солнечные лучи без оживляющего действия которых земной шар превратился бы в камень. 2.Клим остался с таким ощущением точно он не мог понять кипятком или холодной водой облили его. 3.Сколько бы ни был талантлив художник если он полагается на одно вдохновение игнорируя традицию он всё равно будет бесплоден. 4.Мул которого взяли с собой Аринин и Сабитов оказался с ленцой вследствие чего стрелки постоянно от нас отставали. 5.Частые шаги женщин проследовали мимо моей двери причём на слова сказанные кем –то вполголоса раздался смех. 6.Если бы не духота и не спёртый запах ржаного хлеба от которого захватывало дыхание то тут под соломенною крышею отлично было бы прятаться от гостей. 7.Хотя японцы и просили устроить обед на европейский лад однако же нельзя было заставить их есть вилками и ножами поэтому наделали палочек. 8.Самгину показалось что никогда ещё он не слышал чтоб ветер свистел и выл так злобно.

Слайд 32

Отметьте предложения с пунктуационными ошибками
1.Они добрались до деревни, когда солнце начинало садиться, и небо уже окрасилось в золотисто – красные тона. 2.Он начал рассказывать, где был, и что видел, и как ему удалось спастись. 3.Люди могут быть союзниками в том случае, если взгляды их совпадают, и если ясно, что они собираются делать. 4.В минуты, когда меня томит одиночество и мне грустно, я вспоминаю те дни. 5.Лиза понимала, что если она хочет что –то узнать, то надо спешить. 6.По телефону ему ответили, и, хотя голоса он не узнал, но добился главного: получил необходимую информацию. 7.Надо всё же позвонить отцу, и, если тот приедет, Инна с ним осторожно поговорит. 8.Геннадий знал, что если сейчас не помчится в аэропорт, так уже больше никогда не увидит сына. 9.В господский дом Муму не ходила, и когда Герасим носил в комнаты дрова, всегда выжидала его у крыльца. 10.За окном стемнело, так что, когда я закончил чертёж, брат уже спал. 11.Князь Андрей редко смеялся, но зато, когда он смеялся, то отдавался весь своему смеху. 12.Было уже поздно, и, так как артисты всё ещё не появились, люди начали волноваться

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок русского языка 9 класс Сложноподчинённое предложение Салимова М.Г., учитель русского языка и литературы МОУ «Гуманитарная гимназия» г.Сафоново Смоленской области

Понятие сложноподчинённого предложения Сложноподчинённое предложение состоит из частей, представляющих собой смысловое и грамматическое единство. Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов. Сложноподчинённое предложение имеет две части, одна из которых является главной, а другая - подчинённой, придаточной.

От главной части к придаточной можно поставить вопрос. Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга обрели. (А. Ахматова) [ о том ] , (как). о чём? о чём? х х

Придаточная часть может находиться: 1) в начале предложения: Если бы язык не был поэтичен, не было бы искусства слова-поэзии. (С. Маршак.) (Если), . при каком условии? х х

2) в середине предложения: Ветви деревьев казались мохнатыми и, когда набегал ветерок, слегка шумели первым зеленым шумом. (Г. Скребицкий.) [ ,(когда), ] . х х при каком условии?

3) после главной части: Вспомни песни, что пел соловей. (И. Бунин) , (что). х х какие?

Подчинительные союзы если, чтобы, словно, потому что и др. находятся в придаточной части, но не являются ее членами. Они используются только для связи придаточной части с главной. Союзные слова который, чей, кто, что, где, куда и др. не только связывают придаточную часть с главной, но и являются членами придаточного предложения. Возьмите на заметку! Возьмите на заметку! 1 2

Возьмите на заметку! Для того чтобы различить союз и союзное слово, необходимо запомнить: союз обычно можно опустить или заменить другим союзом-синонимом, союзное слово можно заменить только союзным словом или словом самостоятельной части речи. 1

К союзному слову можно поставить вопрос и определить, каким членом предложения оно является. Горько думать, что пройдёт жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот. (И. Бунин) Вспомни песни, что пел соловей.(И. Бунин) что? союзное слово _ _ _ союз

Возьмите на заметку! Существуют разные способы схематического изображения модели сложноподчиненного предложения: вертикальные и горизонтальные схемы. Вечер оказался таким, каким его обещало утро. (М. Горький.) [ таким ] , (каким). таким каким 2

Вертикальные схемы наглядно показывают подчинительный характер связи придаточной части от главной. Горизонтальные схемы помогают лучше разобраться в пунктуационном оформлении сложноподчиненного предложения. В таких схемах главная часть обозначается в квадратных скобках , а придаточная - в круглых ().

Получили знания? Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды сложноподчинённых предложений.Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными-ознакомление

Открытый урок в 9 классе...

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."

Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....

Слайд 2

Что это такое? Строение СПП. Основные группы СПП. Синтаксический разбор СПП.

Слайд 3

Что это такое?

Сложноподчинённые предложения - это сложные предложения, части которого связаны подчинительными союзами или относительными словами и подчинительной связью. В сложноподчинённых предложениях одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного). От главного предложения к придаточному можно задать вопрос. Например,Он сказал (что он сказал?), что придёт поздно.

Слайд 4

Строение

В сложноподчинённом предложении простые предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами. Подчинительные союзы (что, чтобы, как, словно,когда,куда и др.) Союзные слова(относительные местоимения и наречия который,чей, кто, куда, почему и др)

Слайд 5

Средства связи употребляются

  • Слайд 6

    В главном предложении часто бывают указательные слова: тот, там туда, оттуда, тогда, столько и др., которые выделяют содержание придаточного, например: 1)Никогда не беспокой другого тем, что можешь сделать сам. Союзы по составу могут быть простыми (что, как, когда и др.), составными (так как, так что, потому что и др.) и двойными (если …….,то; так как…….,то; чем …….,тем) например: Уже совсем стемнело, так что людей на улице не было -составной союз

    Слайд 7

    В одних сложноподчинённых предложениях место придаточного неизменно: придаточное всегда стоит после главного или после того слова, к которому относится, например: Земля и море погрузились в глубокий мрак, так что в нескольких шагах нельзя было увидеть рядом идущего. В других сложноподчинённых предложениях место придаточного предложения можно менять, например: 1)Экспедиция отправится в Арктику завтра, если будет лётняя погода. 2)Если будет лётная погода, экспедиция отправится в Арктику завтра. 3)Экспедиция, если будет лётная погода, отправится в Арктику завтра. Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми!

    Слайд 8

    Основные группы

    Выделяются три наиболее широкие по значению группы сложноподчинённых предложений: с придаточными определительными, изъяснительными и обстоятельственными.

    Слайд 9

    Придаточные определительные

    Определительные (относятся к члену предложения, который выражен именем существительным или субстантивированным словом, отвечает на вопросы который? какой? и присоединяется при помощи союзных слов: который, чей, какой, когда, где, куда и т.д.): [С улицы, (которая была полна народу), доносился чей-то крик]. [То место, (где мы отдыхали), очень красивое];

    Слайд 10

    Придаточные изъяснительные

    Изъяснительные (или дополнительные) (отвечают на вопросы косвенных падежей, относятся к такому члену главного предложения, чей смысл надо разъяснить или дополнить, без придаточных изъяснительных такие сложные предложения были бы незаконченными и непонятными): [Бабушка попросила], [чтобы я купил лекарства];

    Слайд 11

    Придаточные обстоятельственные

    Времени (в них указывается на действие, соотносительное по времени с действием в главном предложении, отвечают на вопросы когда? как долго? с какого времени? и т.д.): (Когда я вернулся домой), [сестра уже делала уроки]; Места(указывают на место, где происходит действие, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов где, куда, откуда и отвечают на вопросы где? куда? откуда? и т.д.): [Через столько лет он вернулся туда], (где провёл свою юность); Образа действия (указывают на образ или способ выполнения действия, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению с помощью союзов как, что и т.д. и отвечают на вопросы как? каким образом?): [Надо было всё сделать таким образом], (чтобы мама ничего не узнала);

    Слайд 12

    Меры и степени (указывают на степень качества, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов что, насколько и т.д. и отвечают на вопросы на сколько? до какой степени?): [Солнце светило так ярко], (что мне пришлось зажмуриться); Причины (указывают на причину того, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов потому что, из-за того что, благодаря тому что и т.д. и отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине?): [Я не пошёл вчера в школу], (так как было очень холодно); Цели (указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов чтобы, для того чтобы и тд. и отвечают на вопросы зачем? для чего?); Присоединительные (поясняют то, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов что, где, когда и т.д.): [Её не было дома], (что бывало нечасто).

    Слайд 13

    Условные (указывают на условие, при котором совершается действие, описанное в главном предложении, к главному предложению присоединяются при помощи союзов если, когда, коли и т.д. и отвечают на вопрос при каком условии?): [Я тебе там эту книгу], (если ты пообещаешь вернуть ев через неделю); Сравнительные (поясняют то, о чём говорится в главном предложении путем сравнения, к главному предложению присоединяются при помощи союзов как, будто, как будто и т.д.): [Мы втроём начали беседовать], (как будто век были знакомы); Уступительные (указывают на условия, вопреки которым совершается действие, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов хотя, несмотря на то что и т.д.): (Хотя он был еще очень юным), [он рассуждал очень разумно]; Следствия (указывают на следствие, которое вытекает из главного предложения, присоединяются при помощи союза так что): [Уже поздно], (так что пойдем домой);

    Слайд 14

    Синтаксический разбор

    Схема разбора сложноподчинённого предложения с одним придаточным 1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). 2.Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное). 3.Определить главное и придаточное предложения, найти их границы. Составить схему предложения: задать (если возможно) вопрос от главного к придаточному, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средство связи (союз или союзное слово), определить тип придаточного (опреде­лительное, изъяснительное и т. д.). Образец разбора сложноподчинённого предложения с одним придаточным 1) [Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну], (отчего и образовалась эта яма) (А. Чехов). , (отчего). Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным присоединительным. Придаточное относится ко всему главному и присоединяется к нему союзным словом отчего. 2) (Чтоб быть современнику ясным), [весь настежь распахнут поэт] (А. Ахматова). (чтоб), . Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным цели. Придаточное отвечает на вопрос с ка­кой целью?, зависит от всего главного предложения и присоединяется к нему союзом чтоб. 3) [Я люблю всё], (чему в этом мире ни созвучья, ни отзвука нет) (И.Анненский). [мест.], (чему). Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным местоименно-определительным. Придаточное отвечает на вопрос какое?, зависит от местоимения всё в главном, присоединяется союзным словом чему, которое является косвенным дополнением.

    Посмотреть все слайды