Женщины лучшие учителя чем мужчины эссе. Особенности педагогической культуры учителей-мужчин и учителей-женщин

Быть учителем не просто. Конечно будучи первоклашками, многие из нас хотят связать свои жизни с данным ремеслом. Ведь мы тоже хотели чувствовать власть, быть главными и наставлять других учеников. Для нас все это было лишь игрой воображения, мы строили свои представления на мнимых стереотипах нашего детства. Только повзрослее я начала понимать, какое же место учитель занимает в жизни ребенка, а в частности учитель женщина.

Согласитесь, услышав слово учитель мы тут же представляем свою классную руководительницу или любого другого преподавателя женского пола. Что же тут поделать, данный стереотип укрепился у нас самого детства и тут уж ничего не поделаешь. Хотя все же нужно заметить, что учителей мужчин в наше время ни так уж и мало и они занимают довольно значительную часть. Но все равно, все мы с вами представляем учителя женщину, хотя так было не всегда.

Если обратиться к истории появления образования и всего, что от него вытекает мы сможем увидеть, что первыми учителями были как раз таки мужчины. Они всегда были образованнее, а главное у них были права. Как не прискорбно об этом говорить, но во многих странах на протяжении всей человеческой жизни, женщины не обладали какими либо правами. Конечно случалось так, что были женщины воины и императрицы, но все это появилось в более поздний период. Именно поэтому право преподавать принадлежало только мужчинам. Время шло и нравы людей круто менялись, мужчины больше отходили к физической работе, женщина же к умственной, а то и вовсе просто занималась детьми и хозяйством.

Почему же в наши дни так много преподавателей женщин? Возможно потому, что некоторые мужчины стыдятся подобной профессии, ведь, как я уже говорила ранее, наши стереотипы устроены именно так. А может причина кроется в том, что женщина более внимательна, добра и терпима. Она не будет срываться на всякие глупости, ведь дети, которых она обучает становятся и ее детьми. Подтверждение моим словам мы можем увидеть на любом выпускном, когда классные руководительницы в слезах желают счастья своим повзрослевшим деткам. Ведь они на протяжении многих лет наблюдали за их взрослением. Переживали все взлеты и падения искренне радовались и переживали. Действительно учитель становиться матерью для своих учеников, пусть она не всегда их устраивает, порой они злятся и огрызаются, но повзрослев все таки понимают, как были глупы и несправедливы.

Учитель становиться нашим другом, он второй после родителей показывает нам окружающий мир. Объясняет все правила и тонкости, учит добиваться своей цели. Простите меня за мою прямолинейность и субъективное мнение, но мне кажется, что учитель женщина становится намного ближе к своим ученикам, чем учитель мужчина. Ведь женщина - это в первую очередь мать, для которой не существует чужих людей. Ученики становятся для нее семьей, которую она готова защищать и любить всем сердцем.
Учитель -это благородная профессия. Давайте же не забывать своих школьных учителей, навещать их по праздникам и дарить улыбку при каждой возможности. Ведь учитель - на время стала нам второй матерью, а возможно ею и осталась.

Во второй половине ХХ-го века произошла метаморфоза. Профессия учителя в России из исторически мужской стала не почти женской, а просто женской, потому что количество учителей мужчин неуклонно стремится к нулю.

Причин к этому огромное количество. Несомненно, в первую очередь это финансовое положение российского учителя.

Проблема современной совершенно недостойной оплаты труда учителя и отношение к этому вопросу власть имущих появилась не сегодня. Еще в 1927 году крупный отечественный психолог, педагог, философ Моисей Матвеевич Рубинштейн в книге «Проблема учителя» с сожалением констатирует: «… в ряде производств, выражаясь современным термином, производство живой силы поставлено позади всех других профессий в современном обществе как в отборе живой силы, так и в подготовке её и в её оплате и положении. Нет сомнения, что из интеллигентских профессий учительская стоит, безусловно, на последнем месте, хотя всякому должно быть понятно, что должно из этого получиться в реальной жизненной обстановке. Мы можем всё еще до сих пор повторить старую мысль Платона и Гегеля, что платье своё изготовить мы поручаем лучшим мастерам, а о выборе мастеров, которые должны взрастить наших детей, мы меньше беспокоимся.

Что это остается в силе еще до сих пор, это лучше всего видно из того, что в большинстве своем в ряды педагогов становятся остатки от других профессий, в большинстве случаев только те, кто не нашел себе места на других путях. Группа тех, кто пошел туда по призванию, отказавшись от других возможностей, необычайно мала, потому что это идейные подвижники. Чтобы понять и объяснить это явление, необходимо вспомнить, что положение прислуги, живущей на всем готовом при 10–15 рублях жалованья, лучше положения учителя» .

Такая ситуация была восемьдесят лет назад. Очень похожая ситуация и в современном Российском обществе. Тем, кто существует вне системы образования или существует в ней вне непосредственной работы с детьми (чиновники управлений образования различного уровня) не стоит обольщаться периодическими официальными победными сообщениями о том, что доходы учителей непрерывно возрастают. Это неправда. Эти сообщения не затрагивают реальной стоимости этих самых доходов. Как жили плохо, так плохо и живем. Как были людьми второго сорта по возможностям существования в этом мире, такими и остаемся.

При этом школа, как ни парадоксально, работает и как-то существует. И учит детей. Хотя с каждым годом это делать становится все сложнее и сложнее. Современный учитель оказался в ситуации, когда с одной стороны в обществе потеряна ценность образования как результата деятельности, но обязательно наличие документа об образовании при достижении определенного возраста; когда налицо явное нравственное и культурное разложение общества; когда покупка документа об образовании – это реально существующая практика; когда оскорбление учителей учениками и их родителями и полная при этом безнаказанность последних, это реалии времени. С другой стороны Единый государственный экзамен, аттестация учителей в которой один из основных критериев – результаты учеников на этом самом экзамене и уже озвученное право родителей ребенка, получившего на ЕГЭ неудовлетворительную отметку подавать судебный иск на учителя, обучавшего его ребенка по данному предмету. И едва ли кто в том судебном разбирательстве задастся вопросом о том, что возможно ли обучить ученика, если у него полностью потеряна мотивация к обучению, что отсутствие этой самой мотивации – это продукт всех тех процессов, которые происходят в обществе?

Уважаемый Моисей Матвеевич! Если бы сейчас Вы посмотрели на проблему учителя , о которой писали в двадцатые годы двадцатого века, Вы бы ужаснулись! На сегодняшний день можно смело констатировать, что по совокупности всего происходящего, положение современного учителя в обществе, значительно хуже, чем восемьдесят лет назад.

Почему же школа существует сегодня? Потому что в ней есть женщины, на которых держится все: и содержание школы как учреждения, и организация учебной и внеучебной работы, и непосредственно самое главное – учебная школьная работа. Почему мужчины ушли из школы, а женщины остались?

Пока оставим самую главную причину – материальное положение учителя, посмотрим на другие причины и попытаемся ответить на вопрос: почему женщины вообще здесь работают.

Зададим себе школьный вопрос из предмета «Обществознание»: что происходит, если низы уже не могут жить по старому, а верхи не могут управлять по старому? Бунт? Революция? А много ли Вы помните из истории человечества женщин инициаторов бунтов и революций? Вот в этом то и скрыта главная причина, почему женщины работают в школе до сих пор, будут работать и дальше, а мужчины ушли, и с нынешней ситуацией в образовании и обществе вернуться едва ли.

В период действия ЕТС (единой системы оплаты труда) в основе заработной платы учителя лежало количество уроков, которые он проводит в течение недели, стоимость которых определялась в соответствии с присвоенной учителю категорией. С введением НСОТ (новой системы оплаты труда) фактически заработная плата учителя стала зависеть от его отношений с администрацией и в частности с директором.

Как правило, учителя это люди совестливые и послушные. И вот здесь начинается игра именно на этих двух его качествах. На учителя наваливают различные обязанности, выполнение которых требует времени, а вот материальная компенсация затраченных усилий либо совершенно ничтожная, либо она вообще отсутствует. При этом создается ситуация, что учитель вынужден выполнять эти обязанности, иначе ему создадут условия, что он будет вынужден уйти из школы. Как это делается, любой работающий в школе человек знает. Самое банальное – на этот учебный предмет возьмут еще одного учителя, а старого оставят без нагрузки, т.е. без зарплаты. И такая практика существует в наших школах давным-давно. Реакция большинства мужчин на подобную ситуацию с внеурочными обязанностями совершенно адекватная: бесплатно работать нельзя, если я получаю заработную плату за проведенные мной уроки, то все остальное я буду делать только если захочу этого сам, если я вас не устраиваю, то собираюсь и ухожу. Реакция большинства женщин несколько иная: в учительской пошумим, обидами своими поделимся друг с другом, а потом чуть ниже согнемся и потащим весь этот воз школьной неоплачиваемой работы дальше. Мужчина менее подвержен страху потери работы – найдет другую, он более мобилен. А вот страх женщин к изменениям эксплуатируется управленцами образования. Что бы «сверху» не спускалось, женщина выполнит все и это даже не обсуждается.

Что же держит женщину в школе? По прошествии первых нескольких лет работы в школе, когда она уже научилась работать, вдруг выясняется, что и время то для домашнего хозяйства у учителя-женщины больше, как правило, чем у большинства нешкольных женщин. И двухмесячный отпуск летом, ну ничего, что администрация школы иногда разрывает его на две части, это все равно не мало. И кое-какая социальная защита тоже вроде бы есть. И дети свои рядом, учатся в той же школе. Ну почему бы при всем при этом не мириться с невысокой зарплатой и некоторыми школьными проблемами? Для женщины главным является дом и все что с ним связано, а ради этого она готова многое стерпеть, и на многое закрыть глаза. И еще что немаловажно, бывшие женщины-учителя потенциальными работодателями в нешкольных сферах не приветствуются. Так куда же ей уйти из школы?

Для мужчины основным является его профессиональная деятельность. И если в этой деятельности он чувствует себя дискомфортно, видит, что его эксплуатируют или пытаются это делать, он уходит туда, где будет получать большее удовлетворение в оплате, в отношениях с коллегами, в возможности самореализации. И, поскольку, мужчинам присущ дух бунтарства, так кем же проще управлять? Ответ очевиден – женщинами.

А когда стоит вопрос относительного того, кем управлять проще, то ценность тех, кем управлять сложнее, как правило, не учитывается.

Итак, в настоящее время сделано все возможное, чтобы убрать мужчину из школы. В чем трагизм этой ситуации?

Прописная истина: мир поделен на две части – мужскую и женскую. А взрослые мужчины и женщины вырастают из мальчиков и девочек дошкольного и школьного возраста. Кто же выигрывает в том, что в детском саду рядом с детьми – женщины, в школах – женщины, в огромном количестве неполных семей рядом с детьми только женщины, в системе дополнительного внешкольного образования тоже женщины? Едва ли выигрывают сами женщины. Тем более в проигрыше дети.

Любая женщина хочет, чтобы рядом с ней находился человек, который обозначен как мужчина не только в паспорте и по первичным половым признакам, но, главное, чтобы у него присутствовало мужское самосознание, чтобы он был именно мужчиной, а не инфантильным полуалкоголиком. А вот желание иметь такого человека рядом для многих так и остается несбыточной мечтой.

Так где же взять нормальных мужчин? Не имея перед глазами модели поведения такого нормального мужчины, мальчику-подростку просто невозможно перенимать опыт, не с кого этот опыт срисовывать. Да плюс к тому же вокруг очень агрессивная медийная культура, в которой можно выделить две наиболее бьющие в глаза грани, работающие на «воспитание» мальчиков: с одной стороны она поднимает культ самца, а с другой стороны имеет очень ярко выраженный налет голубого цвета.

Вот и получаются у нас из мальчиков (как из материала, из которого можно делать мужчин) какие-то непонятные создания, едва ли относящиеся к тому, что в веками складывавшейся русской культуре понимается под словами МУЖЧИНА.

Теперь давайте посмотрим, в чем трагизм отсутствия учителей мужчин в школе в отношении воспитания девочек.

Вспомним прописную истину: один из факторов гармоничного взросления девочки‑подростка – возможность общения с взрослыми представителями противоположного пола. Она должна видеть дома папу, чувствовать его тепло и заботу, перед её глазами должна быть культура отношений между мамой и папой (мужем и женой), потому что ей в последствии создавать семью, впрочем, как и мальчику. Перед её глазами должны быть учителя мужчины, потому что их мир общения с детьми отличен от женского (и для девочек это очень важно), потому что их присутствие непроизвольно приводит девочку к тому, чтобы со вкусом одеваться, аккуратно накладывать макияж, грамотно выражать свои мысли. Перед её глазами должны быть взрослые и мужчины и женщины и их публичные отношения друг с другом. И, что немаловажно, наличие мужчин в школе – это очень сильный сдерживающий фактор феминизированного женского поведения как девочек-школьниц, так и для женщин-учителей. Насколько это «должно быть» реализуемо в современном обществе?

Мир построен по принципу «пятьдесят на пятьдесят». Почему же тогда в школе, которая ответственна за то, какими вырастут граждане своей страны, какими станут мужчины и женщины, присутствует только однополое женское воспитание как мальчиков так и девочек?

Еще один вопрос, ответ на который не следует забывать. На что делают при обучении школьников больше акценты учителя-женщины и учителя-мужчины?

Женщина более вынослива по своей природе, и она легче адаптируется к работе, где надо выполнять однотипные операции. Ведь не секрет, чтобы работать в школе, этой способностью надо обладать. Потому что и большое количество одинаковых уроков приходиться проводить, и толстые пачки тетрадей учеников проверять, да много ещё, без чего не обходится повседневная школьная работа, которая скрыта от посторонних глаз нешкольных людей. Еще женщине обязательно нужна стабильность, о которой уже упоминалось выше. Стабильность не только в смысле получения стабильной (невысокой, но стабильной) зарплаты, но стабильность в смысле неизменности положения вещей внутри организации, где она работает.

Мужчина же по природе своей более ленив к выполнению однотипных операций, но он более приспособлен к изменениям, ему нужна динамика, иначе становится скучно. Либо он начинает реализовать себя во внеурочной деятельности с детьми (как внутри школы, так и вне её), либо со временем начинает пытаться изменить существующее положение вещей, для того, чтобы созданная им система работала на него, а у него оставалось время для более интересного для него самого занятия, или начинает искать другие способы реализации себя (уходит на административную работу, в науку, коммерцию и т.д.).

Так на что же делают акценты мужчины и женщины?

Женщины за основу берут то, чему они, в конце концов, должны научить: это знания, которыми ученик должен обладать на выходе. То есть преобладает работа на результат. Хорошо, если учащиеся успешные и результат имеет место.

Мужчины, на мой взгляд, более авантюрны, более склонны делать акценты на процесс, и в меньшей степени на результат. С одной стороны это обуславливается тем, что происходящее здесь и сейчас интереснее, чем то, что будет завтра (до завтра надо ещё дожить!). От работы надо получать удовольствие, а иначе, зачем тогда работать (да ещё и за такую зарплату!). С другой стороны мужчины более спокойно относятся к требованиям учебных стандартов и не делают из них самоцель. Возможно, это в меньшей степени работает на результат, ведь о работе сегодняшней школы судят всё-таки по итогам сдачи Единого государственного экзамена, но всё же это работает на развитие ребёнка хотя бы не с позиции обученности, но с позиции образованности, с позиции воспитания его умственной культуры.

Интересно ещё вот что. Работа в режиме «здесь и сейчас» абсолютно не отвергает способности мужчин стратегически оценивать развитие школы. Почему? Да просто потому, что им интереснее заглядывать в будущее и работать в режиме изменений, видеть и чувствовать динамику. Нормальный мужчина по природе своей созидатель, ему нужна деятельность, направленная на перспективу.

Убрав из школ мужчин как класс, в школах получена вполне управляемая учительская масса, которую можно упрекать, что учителя плохо работают, мотивируя это низкими результатами ЕГЭ, на которую можно бесконечно сваливать различные неоплачиваемые обязанности (с переходом к подушевому финансирования из многих школ выведены такие должности как педагог-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, и если работа психолога и логопеда просто не будет выполняться, то обязанности социального педагога автоматически сваливаются на классных руководителей), которой, в конце концов, просто можно меньше платить, а они выплеснут недовольство в учительской, и все равно будут работать. И постоянная травля (кем?) через средства массовой информации: Учителя виноваты…, виноваты…, виноваты! Что мы не компетентны! Что мы не профессионалы! Да нет, и компетентны, и профессионалы. Почему мы все это должны терпеть?!

Современную ситуацию, когда по своему составу школьное учительство является практически однополым, я бы не стал называть проблемой феминизации школы. Едва ли школьных женщин можно назвать феминистками. Женщины, посвятившие себя воспитанию детей, не могут быть феминистками ни по своей природе, ни по определению. А проблема обозначается просто – проблема однополого женского школьного воспитания мальчиков и девочек. И это социальная проблема всего нашего больного общества, а не проблема школы. Если сделать экскурс в историю, задуматься об изначальном предназначении мужчин и женщин, то современные тенденции развития общества просто ужасают. Все не просто перевернуто «с ног на голову», а сделано это в совершенно извращенной форме. Школа в данном случае не более чем заложник этой проблемы, которая создавалась в течение десятилетий самими мужчинами стоящими у власти, у которых отношение к школьному образованию всегда было как к чему-то второстепенному. Вот эту «второстепенную» работу и выносят на своих плечах женщины. А то, с чем они уже физически не могут справится (потому что общество больно), им же ставится в упрек как некомпетентность и непрофессионализм.

Где решение этой проблемы? Уж точно не в тотальной компьютеризации школы, на которую сейчас очень много обращается внимания, и на которую много надежд, и не в инновационных педагогических технологиях, о которых сейчас очень много говорится . А в привлечении в ряды учителей умных, грамотных, интересных учителей (и мужчин, и женщин), которые кроме школьного предмета могут дать нечто большее. В том, чтобы российский учитель за ставку (а не за две и не за две с половиной ставки) получал заработную плату не меньшую средней в промышленности. В том, чтобы учителям просто не мешали работать и учить детей. Тогда в школьном образовании, а затем и в обществе, многое может поменяться в лучшую сторону. А иначе тупик, в котором мы находимся сейчас. И никакие инновационные программы и реформы не спасут школу, пока в ней не появится УЧИТЕЛЬ, который не будет чувствовать себя человеком второго сорта.

Быть учителем не просто. Конечно будучи первоклашками, многие из нас хотят связать свои жизни с данным ремеслом. Ведь мы тоже хотели чувствовать власть, быть главными и наставлять других учеников. Для нас все это было лишь игрой воображения, мы строили свои представления на мнимых стереотипах нашего детства. Только повзрослее я начала понимать, какое же место учитель занимает в жизни ребенка, а в частности учитель женщина.

Согласитесь, услышав слово учитель мы тут же представляем свою классную руководительницу или любого другого преподавателя женского пола. Что же тут поделать, данный стереотип укрепился у нас самого детства и тут уж ничего не поделаешь. Хотя все же нужно заметить, что учителей мужчин в наше время ни так уж и мало и они занимают довольно значительную часть. Но все равно, все мы с вами представляем учителя женщину, хотя так было не всегда.

Если обратиться к истории появления образования и всего, что от него вытекает мы сможем увидеть, что первыми учителями были как раз таки мужчины. Они всегда были образованнее, а главное у них были права. Как не прискорбно об этом говорить, но во многих странах на протяжении всей человеческой жизни, женщины не обладали какими либо правами. Конечно случалось так, что были женщины воины и императрицы, но все это появилось в более поздний период. Именно поэтому право преподавать принадлежало только мужчинам. Время шло и нравы людей круто менялись, мужчины больше отходили к физической работе, женщина же к умственной, а то и вовсе просто занималась детьми и хозяйством.

Почему же в наши дни так много преподавателей женщин? Возможно потому, что некоторые мужчины стыдятся подобной профессии, ведь, как я уже говорила ранее, наши стереотипы устроены именно так. А может причина кроется в том, что женщина более внимательна, добра и терпима. Она не будет срываться на всякие глупости, ведь дети, которых она обучает становятся и ее детьми. Подтверждение моим словам мы можем увидеть на любом выпускном, когда классные руководительницы в слезах желают счастья своим повзрослевшим деткам. Ведь они на протяжении многих лет наблюдали за их взрослением. Переживали все взлеты и падения искренне радовались и переживали. Действительно учитель становиться матерью для своих учеников, пусть она не всегда их устраивает, порой они злятся и огрызаются, но повзрослев все таки понимают, как были глупы и несправедливы.

Учитель становиться нашим другом, он второй после родителей показывает нам окружающий мир. Объясняет все правила и тонкости, учит добиваться своей цели. Простите меня за мою прямолинейность и субъективное мнение, но мне кажется, что учитель женщина становится намного ближе к своим ученикам, чем учитель мужчина. Ведь женщина — это в первую очередь мать, для которой не существует чужих людей. Ученики становятся для нее семьей, которую она готова защищать и любить всем сердцем.
Учитель -это благородная профессия. Давайте же не забывать своих школьных учителей, навещать их по праздникам и дарить улыбку при каждой возможности. Ведь учитель — на время стала нам второй матерью, а возможно ею и осталась.

Педагогика зародилась в античные времена. Ее основы заложили Платон, Сократ, Аристотель, Демокрит, Квинтилиан. Ничего не замечаете? Да, вы правы, все они были мужчинами!

В школах преимущественно работают женщины. Почему-то так сложилось в нашей стране. Причем не только из-за низкой зарплаты, просто на каком-то этапе развития все почему-то решили, что воспитание - дело женское. Но школы не всегда были женской территорией. Вспомните имена Песталоцци и Ушинского, Сухомлинского и Шаталова - они не считали, что педагогика - не достойное мужчин дело, а, наоборот, видели в этом служении будущему свой гражданский долг.

И героев русской классики водили на прогулки в Летний сад именно гувернеры, а не гувернантки. Нет, я не пытаюсь уменьшить роль женщины, но факт остается фактом: матери, няни, первые учительницы, закладывали основу, но в жизни каждого, кто в дореволюционной России проходил через лицей, гимназию или училище, присутствовали мужчины-учителя. Как свидетельствует статистика, в те времена основную массу наставников юношества составляли мужчины. И государство поддерживало стремление мужчин идти в педагогику.

До революции учителя, например, освобождались от военной службы. Это при том, что мужчины в педагогике тогда составляли подавляющее большинство. Наши деды и прадеды, хорошо разбирались в образовании, настоящих интересах и потребностях своего государства, его народа. При императоре Николае ІІ расходы на образование были увеличены в семь раз. Ни какая другая страна того времени, даже наиболее развитые и богатые, не могут похвастаться подобной статистикой.

Это все было давно, а сегодня все больше и больше людей стараются отправить детей учиться за рубеж. Почему? Говорят, образование лучше... Почему лучше? Может, потому что преподают мужчины?

В странах, к уровню благосостояния которых мы стремимся дорасти (США, страны Западной Европы, Япония), состав преподавательского корпуса четко размежеван: в начальной школе больше педагогов-женщин, в средних - мужчин. Специалисты-психологи считают это правильным: в младших классах ребенок еще нуждается в заботе мамы, которую во время уроков может заменить лишь женщина. А вот в старших классах большинство западных психологов советуют передать бразды правления в мужские руки. Мужчины почти полностью «оккупировали» школы Великобритании - страны с признанным классическим образованием. Репутация английского образования складывалась веками, ее история начинается в VI веке. И сегодня в самых известных учебных заведениях, таких, как Итон, Хэрроу, Рагби, 80 процентов преподавателей - мужчины.

Несмотря на признанный всеми аскетизм английских школ, нельзя не признать высокое качество получаемого в них образования. Профессия учителя в Англии, конечно же, не достигает уровня японского сенсея, но все-таки остается одной из самых престижных. Особенно трепетно англичане относятся к приобретению этой профессии. С каждым студентом педагогического ВУЗа, кроме основных занятий, индивидуально занимается преподаватель по педагогики - «тьютор». Такими занятиями создается устойчивый контакт между преподавателями и студентами. Прикрепленный к ученику тьютор не только передает знания, а и учит мыслить и действовать самостоятельно.

До этого говорилось о престижных учебных заведениях. В обычных же школах Европы ситуация не настолько веселая. В 2011 г. во Франции, например, многие частные учебные заведения опоздали с началом занятий или вообще отказались от набора учеников, поскольку не заполнили вакансию для преподавателей. В том же году в США была потребность в 200 тысяч учителей, а выпускников с дипломом педагога оказалось всего лишь 130 тысяч. В последнее время престиж профессии учителя, к сожалению, снижается. Свидетельствует об этом и статистика, согласно которой в Германии студентами педагогических ВУЗов становятся выпускники средних школ, которые не выделяются высокими академическими достижениями. В связи с падением престижа профессии основной состав преподавателей обычных, не привилегированных школ Европы, сегодня активно феминизируется. Впрочем, как и у нас.

Исключение, по-видимому, составляет лишь Ирландия. Это маленькая, но очень энергичная страна, «земля святых и ученых», как называют ее в Европе. Здесь по праву гордятся тем, что сегодня частица людей с высшим образованием в стране на 15% выше, чем в среднем по Европейскому Союзу. Школьники изучают здесь больше предметов, чем их немецкие, британские, и французские одногодки, а профессия учителя - одна из популярных.

Но вернемся к мужчинам в школе. Почему-то вся Европа сегодня мечтает вернуть их туда. Психологи говорят, что мужчине в отношениях с учениками принцип партнерства удается реализовать полнее. Если мужчина ставит «неуд», дети не обижаются. Потому что он ставит «неуд» за работу, а не из-за злобы или бессилия (с этим, кстати, можно поспорить; как говорят, история знает случаи...). Немецкие ученые доказывают, что в «женской» модели воспитания отсутствуют мужские качества - сила, энергия, воинственность. Учительницам, даже хорошим, не хватает понимания, что молодые двенадцатилетние парни должны драться. Это нормальное мужское дело. Кстати, психологи также уважают, что присутствие мужчины-учителя необходимо не только мальчикам, но и девочкам. То, как мужчины-учителя относятся к педагогам женского пола (подать руку, пропустить вперед), ученики воспринимают как пример отношений между мужчинами и женщинами вообще.

Ой, так хотелось написать о «продвинутой Европе», где учителя-мужчины не музейные экспонаты, а оказалось, у них все так же, как и у нас. Поэтому можно гордиться: в случае с образованием проблемы у нас полностью европейские. Низкая зарплата отпугивает мужчин от такого благого дела, как педагогика. Казалось бы, вопрос можно решить: повысьте зарплату - и в школу тут же придут мужчины. Ведь, как свидетельствует опыт мировой педагогики, самый рациональный вариант расстановки кадров в системе образования - тот, при котором наивысший процент представительниц прекрасной половины имеется в начальных классах. На средней степени наиболее производительным является равное соотношение женщин и мужчин, а в старших классах – женщин-педагогов должно быть не более 15–25%. Чтобы получить такое соотношение, одного повышения зарплаты, по-видимому, мало. Нужно вернуть престиж профессии учителя. В Европе думают об этом уже свыше десяти лет. Можно попробовать поразмышлять вместе: вдруг родится что-то ценное?

Светлана РОЖКОВА,
кандидат педагогических наук
Ростов-на-Дону

Особенности педагогической культуры
учителей-мужчин и учителей-женщин

Результаты исследований свидетельствуют:
гендерные особенности педагога влияют на способы
и результаты обучения

На школьных февральско-мартовских праздниках вновь звучат поздравления в адрес дорогих учителей-мужчин и любимых учительниц; проходят капустники в честь «наших мальчишек» и «самых лучших девчонок». Что придумали девочки? Чем удивят нас мальчики? Как лучше поздравить директора, что написать обэжэшнику и какой сюрприз организовать для классной? И – «не смотрите, сюда нельзя, не подслушивайте, пожалуйста» – конспирация, волнующая тайна, строгая секретность.
Казалось бы, просто традиция такая сложилась. Но почему? Зачем-то это нужно детям: объединиться всем девочкам, чтобы удивить и обрадовать мальчиков; мальчикам – чтобы с лучшей стороны проявить себя перед девочками; всем вместе – для громового-хорового праздничного приветствия учителя в день 23 февраля или 8 Марта?
Или это архаическая память срабатывает: мужская пляска, женская половина дома, разделение труда, социальные роли. Мы разные, и мы друг для друга. И у нас есть потребность это проманифестировать. Потому-то так шумно проходят в школе эти предвесенние праздники.
Есть повод задуматься: ведь стиль преподавания тоже в значительной мере определяется социально обусловленными различиями между мужчинами и женщинами. До последнего времени влияние этих различий не учитывалось педагогической практикой.

Какими мы представляем себя

Учителя-мужчины говорят о себе как о понимающих, независимых, спокойных, прямолинейных, заботливых и сильных. Они обнаруживают у себя склонность быстро принимать решения, защищать свои взгляды и помогать другим.

Учителя-женщины описывают себя как способных сочувствовать, правдивых и прямолинейных, жизнерадостных, совестливых и надежных, искренних и тактичных. Они считают, что способны анализировать ситуацию, имеют четкую собственную позицию, могут защищать свои интересы.

Но ответы на вопросы – это одно, а реальная жизнь – совсем другое. Результаты многих исследований говорят о существовании заметной диспропорции между тем, как учителя позиционируют себя, и тем, как они действуют в реальной педагогической ситуации.

Мы же через призму исследований

Многих учителей-женщин отличает завышенная требовательность к учащимся, пристрастие к контролю. В них нет готовности к изменениям. Они часто винят других, например учеников, в своих неудачах. Типичным объяснением снижения успеваемости является довод о том, что ученики стали хуже.

Определяя особенности педагогической культуры учителя-женщины и учителя-мужчины, исследователи не только анкетировали, но и наблюдали, изучали, как сам учитель анализирует стиль своей педагогической деятельности. Эта диагностическая технология позволила определить скрытые проблемные точки в профессиональной деятельности учителей разного пола.

Проблемные точки женской педагогики

Личностно-смысловые: противоречие между потребностью в профессиональном росте и необходимостью выполнения своей гендерной роли приводит к внутренним конфликтам, появлению чувства вины по отношению к семье; большая внушаемость, чувствительность к социальному давлению; ориентация на внешнюю оценку и поддержку. Не всегда получая поддержку, учителя-женщины часто берут на себя чужие обязанности, что создает дополнительное напряжение, истощает эмоциональные и физические ресурсы, вызывает обиду на окружающих. Они очень нуждаются в позитивной оценке своего труда, ее отсутствие приводит к появлению ощущений ненужности, нереализованности, бесполезности. Часто испытывают разочарование в работе, профессиональное неудовлетворение, вызванное личными взаимоотношениями, невысокой оплатой труда, низким статусом профессии, большим объемом выполняемой работы. Характерны тревожность, неуверенность в себе, боязнь успеха, зависть.

Социально-культурные особенности: широкий круг социально-культурных интересов, однако знания часто носят бессистемный, поверхностный характер. Обнаружена склонность скрывать интерес к типично мужским областям знаний или деятельности, например, к политике, компьютерным технологиям, технике. Это происходит из боязни показаться неженственными.

В профессионально-исследовательской деятельности для учителей-женщин более важны взаимоотношения в коллективе, условия труда, личностные отношения на работе и в меньшей степени – содержание деятельности. Они предпочитают хорошо известную, привычную деятельность, и даже их исследования носят в основном репродуктивный характер. Предпочитают практическую деятельность теоретической.

В коммуникативной сфере учителям-женщинам присущ межличностный способ самоактуализации, другие формы реализации своего потенциала они не используют, и это снижает их профессиональную продуктивность. Они более склонны к вербальной деятельности и хуже, чем учителя-мужчины, регулируют свое эмоциональное состояние.

Информационные трудности связаны с преобладанием вербального интеллекта над зрительно-пространственным, и это осложняет овладение современными поисковыми технологиями. При обработке информации они количество предпочитают качеству.

Проблемные точки мужской педагогической культуры

Личностно-смысловые: деятельность учителей-мужчин менее эффективна в силу того, что они часто не связывают свои долгосрочные жизненные планы со школой и чаще, чем учителя-женщины, работают по совместительству. Они не склонны рассматривать успех учеников как свой личный успех, поэтому менее заинтересованы в нем. Неудачи учеников они объясняют их ленью, глупостью, но не промахами в своей деятельности. Неудовлетворенность педагогической работой обусловлена в основном материальными условиями. У них слабо развита потребность повышать свой общекультурный уровень и расширять свои знания.

Социально-культурные проблемы учителей-мужчин в том, что они менее толерантны в социальном, личностном и межкультурном отношении, более консервативны в гендерных и национальных вопросах.

В профессионально-исследовательской деятельности они стремятся к управлению учениками, а не к сотрудничеству с ними. В своей работе больше ориентируются на глобальные цели и не всегда могут правильно сформулировать промежуточные цели и задачи своей деятельности. Им сложнее налаживать совместную работу в педагогическом коллективе, труднее строить отношения с администрацией учебных заведений, которая состоит преимущественно из женщин, а их психологические особенности мужчины знать не хотят.

В коммуникативной сфере у мужчин преобладает зрительно-пространственный интеллект, а вот вербальный развит меньше, что препятствует свободе коммуникации. Предпочитают профессиональное общение межличностному, поэтому не очень стремятся наладить тесный контакт с учащимися во внеучебное время.

В информационной сфере деятельности качество материала предпочитают объему, склонны к исследовательской работе и решению проблем, а не к поиску готового шаблона или алгоритма решения.

…Надеемся, знание этих особенностей поможет учителю в совершенствовании собственной педагогической культуры и даст ключ к пониманию педагогической культуры коллег.